• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии нормализации повседневности в чрезвычайных ситуациях: инерция аффекта и открытость вызовам

Описание проекта

Руководитель: Филиппов Александр Фридрихович

Структурное подразделение: НУЛ «Центр фундаментальной социологии»

Цель исследования: Построить теоретико-эмпирическую концепцию кризисной трансформации социальной жизни, осциллирующей между чрезвычайным и нормальным. Разработать концептуальный аппарат для описания и анализа нормализации как одного из центральных феноменов современности.

Задачи исследования. Разработка политико-философской концепции учредительной власти как теоретико-социологической основы проекта; произвести концептуальный анализ и предложить очерк социологической концепции нормализации как базового механизма социальной жизни; разработка концепции симбиотических (Луман) и катектических (Парсонс) механизмов эмоциональной стабилизации, мобилизации и рутинизации повседневной жизни; разработка понятия программирования и перепрограммирования социальной жизни как процесса перезапуска нормальности в условиях чрезвычайности; сопоставительный анализ децизионистской и нормативистской парадигм описания социального порядка.

Используемые методы: исторический анализ философских, исторических и социологических источников, эмпирическое исследование, теоретическое конструирование понятий и объяснительных схем

Результаты. Мы показали, что с прекращением глобализации и ретроградным движением социального мира вспять от нее усиление государств и возрастание роли государственных границ выводит на повестку дня проблемы основания социальной жизни как совместной жизни в политическом единстве. Политические сообщества снова опознают себя не просто как нации, но как нации, нуждающиеся в самообосновании, в самоопределении по отношению к своему ничто, которое предшествовало их возникновению и которое снова угрожает им гибелью в случае внешних неудач или внутренних неурядиц.

В границах нации проживают свое настоящее как социетальные общности, обладающие (или помнящие об обладании) конститутивной властью. Возможно, им не хватает той спайки, той солидарности, которая отличала политические сообщества прежних времен, вообще речь идет скорее о формировании островков солидарности, распределенных внутри политических границ и временами пересекающих эти границы, выходящих по-прежнему во всемирное общество. Тем не менее, значение внутреннего пребывания выводит на повестку дня вопрос о тех механизмах, которые способствуют мобилизации и поддержанию солидарного существования. За мобилизацию отвечают ценности, которые через катектические механизмы культуры способствуют канализации энергий действия; за поддержание стабильного существования отвечают симбиотические механизмы, прежде всего, все то, что способствует поддержанию биологического субстрата социальной жизни (в нашем исследовании преимущественное внимание уделено питанию). Политическая жизнь социетальной общности протекает при этом, с одной стороны, с памятью об основании (конституция и конститутивная власть), а с другой стороны, в ожидании неизбежного прекращения, финала (время дожития, эсхатология). Здесь на передний план выходит вопрос об удерживающем (катехоне) как агенте сохранения основных параметров социального существования. Редким для последних десятилетий, но становящимся все более важным в перспективе является вопрос о нормализации жизни при оккупации. Происходящие по всему миру вооруженные конфликты приводят к тому, что жизнь социетальной общности может терять политическое измерение за счет того, что появляются внешние параметры, ограничители, то, что со времен Гоббса называлось присвоением. Здесь эсхаталогия привязана к военному конфликту и поражению, а катехоном становится в международно-правовом смысле та силы, которая удерживает государства от сползания в катастрофу.

Вопрос о международном праве, к которому именно социологи часто относятся слишком легкомысленно, оказывается таким образом одним из центральных, а юриспруденция и политическая теология, как их соединял в своем творчестве Карл Шмитт, приобретают именно социологическую актуальность. Мы использовали политическую теологию Шмитта несколько раз: и для разъяснения вопроса о конституции и кризисе легатимности при расхождении легитимности и легальности, и для того, чтобы перевести в разряд технических терминов категорию катехона.

Мобилизующее значение ценностей нельзя недооценивать, но ценности могут быть мобилизующими не только в позитивном смысле. Как внутри государства могут возникать неожиданным образом, а в особенности в ситуации маргинализованного гражданства (неустойчивого, подвижного состава граждан с переменчивым статусом) не принадлежащие к основному составу социетальной общности новые сообщества, основанные на мобилизующих ценностях, так и в международных отношениях государства могут вступать в общности, основанные на ценностях, а не на праве, и обладающие огромным мобилизационным потенциалом, угрожающие соседям и ставящие под вопрос ожидаемую нормальность. Таким образом, все основания солидарности и внутренней мобилизации, вся та нормальность, которая достигается большими усилиями вопреки и даже во время чрезвычайного положения, представляют собой, с социологической точки зрения, не субстанцию, но задачу, решению которой необходимо уделять все больше усилий Самоочевидность нормальной повседневности перестала быть – вопреки социологической догме – «принятой как дарованное» (taken for granted – само собой разумеющееся). Она не складывается сама собой, но должна быть сделана, произведена в результате целенаправленных усилий и в полном сознании того, с какими сложностями сопряжено решение этой задачи.

 

Отчет о проекте:

Отчет 2023 (PDF, 2,54 Мб)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.