• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реакция, справедливость и прогресс: социальное многообразие и порядок в перспективе фронетических социальных наук

Описание проекта

Цель исследования. Создание новой концепции формирования социологического знания в перспективе реактуализации понятия фронесиса и фронетических (ориентированных на содействие формированию практической мудрости, повседневного и политического благоразумия) социальных наук. В цели исследования входят также: переосмысление категории фронесиса, имеющей глубокие исторические корни, в философии XX в., прежде всего у М. Хайдеггера и Х. Арендт; переосмысление теоретической и политической генеалогии того комплекса идей и концепций, который принято называть социологической классикой; разработка альтернативных, «антипросвещенческих» версий ряда ключевых понятий социальной мысли, в том числе, «власть», «государство», «народ», «рациональность».  

Используемые методы: исторический анализ философских, юридических и социологических источников, обобщение материалов эмпирических исследований и теоретическое конструирование понятий.

 

Результаты работы:

Во-первых, произведена историко-теоретическая реконструкция понятия «фронесис». Оно встречается уже у греческих трагиков и этимологически восходит к Гомеру. Но предметом философской тематизации понятие «фронесис» становится только у Платона и Аристотеля. Причем у Платона оно по существу совпадает с понятием софии (мудрости) или теоретической науки. У Аристотеля же фронесис впервые становится автономной мыслительной способностью, отличной как от мудрости (σοφία), так и от искусства (τέχνη) и науки (ἐπιστήμη). Именно концепция Аристотеля была принята последующей традицией. Цицерон перевел термин φρόνησις как prudentia, и под этим термином понятие о практической мудрости было усвоено сначала в латинской традиции стоицизма, а потом — в христианской теологии. В XX в. понятие «фронесис» обрело новую и неожиданную актуальность. Почти одновременно оно попало во внимание филологов классиков (В. Йегер) и философов (М. Хайдеггер). К понятию «фронесис» обращаются такие философы как Х.-Г. Гадамер, П. Рикер и Ю. Хабермас. Можно сказать, что в XX в. состоялась дискуссия о фронесисе, полная история которой еще не написана. Вкладом в нее является настоящее исследование, по итогам которого написан большой текст и подготовлена публикация.

Во-вторых, в перспективе становления фронетических социальных наук произведена частичная (ограниченная пока что классическим периодом) реконструкция истории социологии от политических философов Нового времени к Тённису, Дюркгейму, Зиммелю и М. Веберу. Многие известные концепты и подходы представлены по-новому. На основе исследования подготовлена к изданию книга «Введение в классическую социологию» и несколько статей.

В-третьих, проделана теоретическая работа с понятиями власти, государства, народа, социального действия, чужака и рядом других. Показана динамическая, изменчивая природа этих концептов, которые являются а) не универсальными для разных языков и стран, б) не одними и теми же для разных эпох.

В-четвертых, предложено два рабочих концепта власти, укладывающихся в проект фронетического переосмысления социальной науки: теоретическое понятие осмотрительной и ответственной власти как готовности и способности отдавать команды и практически-политическое понятие учредительной и суверенной власти, потенциал которой открывается через диктатуру. Подготовлено несколько текстов о понятии власти (энциклопедическая статья), диктатуры (предисловие к публикации книги К. Шмитта «Диктатура»), комментированный перевод классического сочинения Ж. Бодена, а также ряд аналитических текстов о конституционном устройстве и проблеме сильного государства в современной России. Написаны и подготовлены к публикации статьи о взаимосвязи власти, доверия и локального порядка.

В-пятых, показана глубокая связь между политической теологией и социологией. В рамках проекта проведены семинары, секции на конференциях и написан ряд текстов о политической теологии и так называемом «рынке религиозного спасения».

В-шестых, показана взаимосвязь прогрессистских и консервативных версий модерна. Рациональность модерна, долгое время представлявшаяся единственной альтернативой политической и культурной реакции, а также выступавшая как источник и оправдание исключительно прогрессистской концепции истории, лежащей в основании социологической теории, теперь предстает как операциональное понятия, с которым работаю также и консервативные авторы. Опубликован текст о неустранимой рациональности модерна, в котором за основу берется консервативная концепция постоянной рефлексии известного консерватора Х. Шельски.

 

Таким образом, работа над проектом принесла внятные, преимущественно запланированные результаты. Собственные тексты, выступления на конференциях и семинарах, руководство студентами и молодыми учеными со стороны сотрудников ЦФС показали, что такого рода разворот социологической работы оправдан и у него хорошие перспективы. Тем не менее, прошедший год также показал, что более привычные, традиционные формы работы, вроде переводов, комментирования публикаций, подготовки специальных выпусков журнала и т.п. по-прежнему остаются приоритетным направлением работы ЦФС.

 

Отчет о проекте:

Отчет 2018 (PDF, 1,25 Мб)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.