• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между политической теологией и экспрессивным символизмом: дискурсивные формации позднего модерна как вызов социальному порядку

Описание проекта

Цель исследования: Изучение динамики фундаментальных мотивов социального поведения, прежде всего, поисков «спасения» как радикального избавления от тягот жизни, и новых форм экспрессивного символизма, разработка элементов «универсального словаря» теоретических описаний в ситуации взаимной непереводимости языков социологии, феноменологии и политической теологии, возрождающей традиции мышления, предшествующего политической философии Нового времени.

Используемые методы: исторический анализ философских, теологических и социологических источников, обобщение материалов эмпирических исследований современных религиозных практик и теоретическое конструирование понятий.

Результаты работы состоят в следующем.

Во-первых, произведена историко-теоретическая реконструкция понятия «политическая теология». Оно обычно ассоциируется c рядом работ Карла Шмитта, имеющих преимущественно полемический, политический (и уже во вторую очередь богословский) характер. В результате исследования показано, что здесь кроется большой, альтернативный конвенционально понимаемой социологии Макса Вебера проект новой дисциплины, которая в последние десятилетия переживает возрождение и заново актуализируется.

Во-вторых, впервые показаны философские истоки и, в связи с этим, подлинный смысл политической теологии раннего Шмитта, опиравшегося не только на работы католических реакционеров, но и на труды предшественника экзистенциалистской философии Серена Кьеркегора. Как социологию юридического понятия, так и концепцию суверенитета невозможно понять вне контекста работ Кьеркегора.

В-третьих, показана связь политической теологии в духе Шмитта с теоретическим переосмыслением истории европейской политической и социальной мысли. Прежде всего, это касается понятия народа и его концептуального оформления в политической философии Нового времени, давшей начало классической социологии.

В-четвёртых, в результате сопоставления политической теологии, социологии знания и философской антропологии как одновременно возникавших и взаимосвязанных проектов заново поставлен вопрос о продуктивном характер одного из наименее адекватно оценённых ресурсов неоклассической социологии Т. Парсонса — концепции экспрессивного символизма.

В-пятых, показаны альтернативные варианты этической, эстетической и политических решений проблемы диссоциации и гомогенизации диссоциированного и лишённого общего языка эмоций народа Нового времени. Одним из этих вариантов является культурная однородность, достигаемая самым решительным образом даже через либеральную толерантность; другим вариантом может считаться специфическая темпорализация «Чужака» в условиях модерна: Чужак может проявлять лишь «сомнительную, условную, приверженность» новой группе; для него уже не может быть "естественным" или "самым лучшим" ни новый образец группы, в которой он пребывает, ни свой прежний образец.

В-шестых, феноменология Чужака как внешне гетерогенного сопоставляется с феноменологией утраты идентичности, то есть с внутренней гетерогенностью. Обращение к философии Левинаса показывает, что само понятие моего опыта, моего времени и, следовательно, опыта и времени, однородного мне и другим, может быть поставлена под сомнение, а это означает репроблематизацию всего проекта возрождённой политической теологии.

В-седьмых, продемонстрировано, что в современных обстоятельствах такие принципиально эклектические, гетерогенные и не поддающиеся догматической интеграции практики как новые течения типа «new age» могут оказаться одной из фактически все более предпочитаемых форм ведения жизни, для осмысления которых нам потребуются новые теоретические ресурсы.

Таким образом, работа над проектом принесла внятные, преимущественно запланированные результаты. Собственные тексты, выступления на конференциях и семинарах, руководство студентами и молодыми учеными со стороны сотрудников ЦФС показали, что такого рода разворот социологической работы оправдан и у него хорошие перспективы. Тем не менее, прошедший год также показал, что более привычные, традиционные формы работы, вроде переводов, комментирования публикаций, подготовки специальных выпусков журнала и т.п. по-прежнему остаются приоритетным направлением работы ЦФС.

 

Отчет о проекте:

Отчет 2019 (PDF, 2,04 Мб)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.