• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые социетальные общности глобального мира:аффекты и культурная легитимация различий

Описание проекта

Цель исследования: В наши дни научная, политическая и экспертная повестки во многом определяются усилившейся в эпоху пандемии уверенностью в исчерпании глобализации и кризисе «мира без границ». На самом деле глобальное не отступило и в сочетании с локально-политическим образовало ряд новых конфигураций. Одним из важных, но мало изученных и теоретически не осмысленных феноменов являются социетальные общности. Это понятие, введенное в науку в середине прошлого века, получило новую актуальность и стало теоретическим фокусом исследования.

Задачи исследования. В отличие от классической версии данного понятия, в рамках проекта основной упор был сделан не на следование нормам и ценностям, а на эмоции и аффекты. Склонность людей по всему миру эмоционально подключаться ко все новым и новым движениям, ставящим под угрозу сам фундамент гражданской солидарности, ненависть, воодушевление, страхи и другие аффекты могут существовать до и вне организационных форм, но они контагиозны, быстро распространяются и запускают работу социального воображения, на котором базируются новые идентичности и различия.

Используемые методы: исторический анализ философских, исторических и социологических источников, эмпирическое исследование, теоретическое конструирование понятий и объяснительных схем

Результатом стала историко-теоретическая реконструкция социологического понятия общности. Показаны истоки работы с парой понятий «общность» и «общество» у Л. Фон Штейна и Ф. Тённиса. Исследована динамика теоретической эволюции Тённиса и трансформации понятия в трудах М. Вебера, Х. Фрайера и Т. Парсонса. Всесторонне рассмотрено понятие социетальной общности у Парсонса, его связь с предшествующими работами Тенниса, а также современный опыт прочтения, критики и продолжения работы с его категориальным аппаратом. Доказано, что как преимущества, так и принципиальные неудачи Парсонса связаны с теоретическими ошибками в трактовке понятия действия и недостаточном внимании к теории и практике современного государства. Эти ошибки могут быть преодолены благодаря трактовкам общества как всемирного общества, а единицы социальности – как коммуникации (Никлас Луман). Однако одного этого недостаточно, поскольку Луман не учитывал ни возможностей возвращения государства на авансцену социальности, ни значения эмоций и аффектов в деле образования новых, виртуальных общностей.

В ходе реализации проекта заложены основания и продемонстрирована эффективность основанной на работах Парсонса и современных культур-социологов новой теории катектических механизмов, которые отвечают за эффективное преобразование культурных содержаний в социальное действие, в том числе и в образовании и распаде общностей. Эмоции и аффекты позволяют выйти за пределы сугубо рационального (когнитивного) отношения к миру, равно как и нормативности старого учения о солидарности. Вместо ядра интеграции общества, заключенного в границы государства, социология ориентируется на сети коммуникации и виртуальные аффективно-эмоциональные общности, в том числе общности вкуса. Продемонстрирован совершающийся в наши дни переход к неустойчивым порядкам, подвижным общностям, основанным на резонансном отклике индивида на движения все быстрее меняющейся среды. Показано, что общество выступает в наши дни как активная (креативная) среда, субстрат социальности, не имеющий четких очертаний и вызывающий сложные эстетические переживания. Сравнительно более обозримым оказывается современный город, однако и он имеет характер гетеротопии, то есть множества разнородных мест, заставляющих индивидов совершать действия, результаты которых непредсказуемы для них самих.

Таким образом, показано значение прежде всего эстетически заряженных сред, произведений искусства, аффектов потребления, ландшафтов нового урбанизма в провоцировании быстрых, эмоционально заряженных и трансграничных ответов, диапазон которых простирается от имитации общностей старого типа через виртуально-аффективное общение ко все более индивидуализированному образу жизни, в котором солидаризация оказывается лишь мимолетным эпизодом.

 

Отчет о проекте:

Отчет 2022 (PDF, 2,49 Мб)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.