• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Политическая теология III: Время, остающееся до нового начала»

24-25 мая 2024 года Центр фундаментальной социологии НИУ ВШЭ и журнал «Социологическое обозрение» проводят междисциплинарную научную конференцию «Политическая теология III: Время, остающееся до нового начала»

 

К участию в дискуссии приглашаются исследователи, занимающиеся проблемами теоретической й исторической социологии, политической философии, теологии/богословия, а также историей идей и интеллектуальной историей.

Конференция продолжает начатый в 2020 году Центром фундаментальной социологии цикл публичных научных мероприятий, посвященных актуальным вопросам анализа современного общества в перспективе политической теологии. В отличие от большинства мероприятий такого рода планируемая конференция ориентирована на достижение прогресса в понимании современности, истоков нынешнего кризиса и путей его разрешения. Понятие катехона, удерживающей силы, перестало быть узко богословским и широко обсуждается в наше время, помимо теологов и историков идей, политическими философами и социологами. Легитимность существующих порядков находится под угрозой по всему миру, поэтому вопрос об удерживающем переходит из разряда сугубо теоретических в разряд фундаментальных проблем деятельного консерватизма.

Краткое обоснование темы:

Программа политической теологии, предложенная сто лет назад Карлом Шмиттом, отталкивалась от социологии религии Макса Вебера и была названа «социологией юридического понятия». Ближайшим образом это означало далеко идущее стремление к опознанию теологического в юридическом и, шире, в любой категории политической мысли. Это был важный, актуальный, но самый поверхностный аспект его первоначального проекта. Оказалось, что политическую теологию можно обнаружить в самых опасных идейно-политических образованиях и тем самым как бы дать им легитимацию. Дискредитация политической теологии, предпринятая Эриком Петерсоном, опять-таки поверхностным образом могла быть понята в те годы как ее «разукоренение», лишение основ в самой сердцевине христианского богословия и утверждение невозможности христианского оправдания любого единовластия, в том числе и диктатуры вождей. Позднейшие опровержения со стороны К. Шмитта в его «Политической теологии II» затрагивают, в частности, этот аспект спора. Шмитт заметил, что Петерсон неоправданно сузил материал, ограничил его монархией, совершенно не заметив богословской проблематики демократии, революции и сопротивления.

Однако Шмитт как в первой, так и во второй «Политической теологии» оставляет в стороне тему, которую сам же он поднимает в книге о «Номосе земли». Это вопрос о катехоне, «сдерживающей силе». Задерживая наступление конца света, она «наводит тот единственный мостик, который ведет от эсхатологического паралича, распространяющегося на все дела человеческие, к столь величественной исторической мощи, какая была присуща христианской императорской власти германских королей». Расширяя значение понятия таким образом, что даже и Англия в начале XIX в. играет у него роль «своего рода катехона», Шмитт проложил дорогу тем, кто идет по его стопам в исторически мнее специфическом, но операциональном применении термина.

При этом еще одна сторона дела оказалась важна уже не столько для самого Карла Шмитта, сколько для философов и богословов, сосредоточивших внимание на самом характере событий, которые происходят в эпохи «эсхатологического паралича». Бесконечность, уходящего «в никуда» ряда нескончаемых явлений, лишена смысла, а мысль о близком и предотвращаемом лишь катехоном конце света парализует действие, приводит, по словам М. Вебера, к эсхатологическому безразличию, либо же, при другом повороте дел, к милленаристской активности. С этим и связаны многочисленные, часто не просто плохо совместимые, но прямо враждебные друг другу взгляды на историю и на место в ней отдельных людей и целых народов. Подобно тому, как политическая теология работает не только и не столько с собственно богословскими понятиями, сколько со структурными аналогиями богословия в светской мысли и якобы сугубо секулярной реальности, так и работа с категориями катехона и оставшегося времени позволяет ставить вопрос в самом широком смысле: о длительности и перспективах окончания тянущегося эона, а также – и это имеет принципиальное значение – о начале и шансах нового.

«Новое начало» – понятие из философского словаря Ханны Арендт, которая не просто стремится переосмыслить для нашего времени мысль Бл. Августина, но и в высшей степени дискуссионный и не до конца осмысленный ее современниками ответ на политическую теологию Шмитта и эсхатологические опыты Якоба Таубеса. Пребывая в настоящем (в ускоряющемся, сокращающемся настоящем, по слову Германа Люббе), мы обостренно чувствуем, что время, с одной стороны, словно бы остановилось, а с другой стороны – затянулось. Осмысленность ему придает не только и не столько то, что это именно оставшееся время настоящего, сколько то, что за горизонтом настоящего мы склонны усматривать некое новое начало. Его наступление откладывается действием катехона, размышление же о нем откладывать уже нельзя.

Именно к такому размышлению в категориях истории современности, политической теологии и политической философии организаторы конференции приглашают всех заинтересованных коллег.

Основные задачи конференции предполагают обсуждение на социологическом языке следующих актуальных вопросов.

- Возможности и перспективы исследования конкретно-исторических обстоятельств формирования «обреченности» как времени дожития макросоциологических формаций.

- Социологические импликации политико-теологических трактовок легитимности. Кризис легитимации как сквозная тема социологии и ее актуальное преломление 

- Мобилизация новейших теоретических ресурсов – от конституционно-правовой теории до политико-теологических исследований эсхатологии – для решения актуальных задач осмысления современных кризисов

 

Оргкомитет конференции: А. Ф. Филиппов, д. соц. н., проф., руководитель Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ; Т. А. Дмитриев, к. филос. н., доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ; О. В. Кильдюшов, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии; М. Г. Пугачева, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.

Модальности конференции:

Заявки на участие следует направлять координаторам конференции до 30 апреля 2024 года на электронные адреса: kildyushov@mail.ru и puma7@yandex.ru

Заявка должна состоять из одного файла (в формате MS Word), содержащего следующую информацию: название и тезисы доклада (до 2000 знаков), фамилию, имя, отчество, страну и город проживания, место работы и должность, ученую степень, контактные данные (электронная почта, мобильный телефон).

Получение и прием заявки подтверждаются электронным письмом координаторов.

Оргкомитет конференции оставляет за собой право не объяснять причин отказа.

Возможна оплата транспортных расходов и проживания в Москве для ограниченного числа иногородних участников.

Не рассматриваются заявки, присланные после 30 апреля 2024 года.

Регламент: доклад — 20 минут, ответы на вопросы и обсуждение — 10 минут

Рабочий язык — русский.