«Когда Макиавелли заговорит по-русски?»: Интервью с социологом Александром Филипповым для Republic*. Часть 1
В серии интервью «Открытый разговор» на Republic* вышла первая часть беседы с руководителем ЦФС Александром Филипповым.
Если говорить с дисциплинарной, академической точки зрения, каков статус политической философии в России сегодня? Недавно слушал выступление Александра Марея на семинаре, где он в частности говорил о том, что политическая философия не входит в стандартную учебную номенклатуру и не имеет в этом смысле дисциплинарной автономии. Насколько важен для философии официальный статус?
Мне это напоминает отчасти ситуацию с социологией. В свое время я начинал как социолог, но в советское время такой специальности в государственной номенклатуре специальностей не было. В отдельных вузах были кафедры, и даже можно было защитить диссертацию по одному очень узкому социологическому направлению, но формально получить специальность «социолог» с соответствующей записью в дипломе было невозможно. А социология развивалась. Сейчас в нескольких учебных заведениях преподается политическая философия. Помимо НИУ ВШЭ, где политическая философия представлена по-разному, в частности у нас был сильный курс Алексея Глухова, она хорошо оформлена в Шанинке (МВШСЭН) и в ЕУСПб. Я говорю лишь о тех местах, где работают знакомые, не исключено, что вообще-то процесс более широкий.
Что касается ее формального статуса… Я застал когда-то в МВШСЭН самое начало: Григорий Юдин* и Татьяна Вайзер придумали программу по политической философии, я еще успел на каком-то раннем обсуждении сказать доброе слово, правда, сомневался, что начинание разовьется. Но они оказались дальновиднее; сейчас я могу сказать, что это одно из самых популярных направлений, по крайней мере среди тех студентов, с которыми мне приходится иметь дело. Одни идут в магистратуру Шанинки, другие в Европейский к Артемию Магуну, к Олегу Хархордину и другим коллегам. Есть там программа «Социально-политическая философия». У меня такое ощущение, что политическая философия на подъеме. И это, наверное, не случайно, потому что, с одной стороны, есть запрос от тех, кто учится, а с другой стороны, сложилось сообщество тех, кто может учить, то есть это ситуация, которой не было даже полтора десятка лет назад. Я не оспариваю то, что говорил Александр Владимирович, но я бы хотел уточнить, что динамика положительная. Может быть, и формальный статус появится.
Продолжение интервью на сайте Republic*.
* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
* Republic включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.