• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Идея глобальной социологии в международной социологической повестке: «единство и разнообразие» интерпретаций»: выступление Ивана Кисленко на семинаре по социальной теории «Logica Socialis»

1 апреля состоялся очередной семинар Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ из цикла "Logica Socialis", на котором выступил аспирант департамента социологии Иван Кисленко. Докладчик представил результаты своего диссертационного исследования на тему "Идея глобальной социологии в международной социологической повестке: единство и разнообразие интерпретаций". В качестве рецензента выступил Павел Сергеевич Сорокин, специалист в области глобальной социологии.

В ходе дискуссии участники семинара уточнили ряд вопросов по тексту диссертации, а затем последовали развернутые комментарии и выступления. Так, были затронута топика, связанная с национальными и коренными социологиями, академической зависимостью, гегемонией глобального Севера на производство знания, а также социологический не-мейнстрим в контексте южных теорий. Участники семинара обсудили научно-политические и содержательные перспективы таких теоретических проектов в социологии, в т.ч. российские дебаты по этому вопросу.

Противостояние между глобальным Севером и Югом в социологии занимает все больше места в международной социологической повестке и игнорировать его положение становится все труднее. При этом призывы деколонизировать дисциплину и произвести ревизию классического канона в социологии, с одной стороны, получают все большое влияние, а с другой – сталкиваются с серьезной критикой. Все эти вопросы и были затронуты в ходе обсуждения на семинаре.

Идея глобальной социологии в международной социологической повестке: «единство и разнообразие» интерпретаций

 

Дискутант: Павел Сергеевич Сорокин, к.с.н., доцент, старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

 

Тезисы к докладу

 

Мы привыкли считать, что социология – это дисциплина лучшие образцы которой, реализуются в ведущих исследовательских центрах в Северной Америки и в Европе и это, безусловно, так. Среди имен как социологических классиков, так и современных авторов подавляющее большинство исследователей либо выходцы из этих регионов, либо по крайней мере, имеют отношение к ним. Тем не менее, в последнее время все чаще звучат голоса социологов, так называемого, глобального Юга, призывающее принять их идеи в общесоциологическую семью. Социологические практики воспроизводятся не только на глобальном Севере, но и в других странах по всему миру. Это породило большую дискуссию о природе социологической науки реализации ее практик в локально-национальных контекстах.

 

Обсуждения по этому вопросу возникают в тот момент времени, когда социологи глобального Юга заявляют свое право на коренные социологии (indigenous sociologies), а также на альтернативную, отличную от западной (евроцентричной), историю социологии. Монополия глобального Севера на производство социологического знания рассматривается как несправедливое положение дел. Такая ситуация воспринимается ими как достаточное основание для деколонизации дисциплины и для принятия во внимания альтернативных южных теорий. Последний термин – ярлык, который мы навешиваем уже постфактум на идеи, которые родились в противовес подходам северного универсализма в социологии. Интересно, что такие подходы не могут никак избавиться от родовой травмы – противопоставления Северу. Они изначально исходят из посылки от противного, то есть выступают против уже существующего социологического порядка и вполне вероятно не способны независимо существовать, лишь только в болезненной связи с Севером. Большой вопрос способны ли подобные теории предложить свою собственную, если угодно, позитивную (в значении положительную) повестку без наличия северного идеологического оппонента.

 

В ходе мероприятия мы рассмотрим вопросы, связанные с формирование социологического канона в лоне западной культуры и его трансформации, выясним что такое глобальный Север/Юг, как это деление влияет на социологию и почему вообще можно говорить о том, что дисциплина существует во множественных контекстах.

 

Кроме того, рассмотрим основные идеи в заявленном поле из разных частей света, традиционно не рассматриваемые в классических университетских курсах и предлагающих альтернативный взгляд как на историю социологии, так и на способы социологического теоретизирования.