Конференция «Политическая теология IV: Теология без спасения: истоки, ресурсы, перспективы»
23-24 мая 2025 года Центр фундаментальной социологии НИУ ВШЭ и журнал «Социологическое обозрение» проводят очередную междисциплинарную научную конференцию по политической теологии. Ее тема: «Теология без спасения: истоки, ресурсы, перспективы»
К участию в дискуссии приглашаются исследователи, занимающиеся проблемами теоретической и исторической социологии, политической философии, теологии/богословия, а также историей идей и интеллектуальной историей.
Конференция продолжает начатый в 2020 году Центром фундаментальной социологии цикл публичных научных мероприятий, посвященных актуальным вопросам анализа современного общества в перспективе политической теологии.
Замысел и окончательная формулировка темы конференции этого года сформировались у ее организаторов прежде всего под влиянием многолетних штудий, основанных на социологии религии и, шире, общей социологической программы Макса Вебера. Социология Вебера строится на понимании действия как средства для достижения блага. Обретая искомое благо, человек получает средство для дальнейших действий, и, таким образом, возникает вопрос о высшем благе. Для религий, которые по преимуществу изучал Вебер, таким благом, было спасение. Мировые религии – это Heils- und Erlösungsreligionen – религии спасения. Этим определяются не только картины мира, играющие решающую роль в развитии разных областей человеческой жизни, но и особенности социальной структуры, в которой существуют группы, распоряжающиеся мирскими благами, и группы, распоряжающиеся благами спасения. В какой-то момент в отдельных регионах, хотя не сразу и не везде, это может привести к напряжению между распорядителями политического и, как назвал его Вебер, иерократического господства.
Однако и в теоретическом, и в прикладном аспектах эта схема обнаруживает все большую уязвимость, и политическая теология, будучи формирующейся дисциплиной, не отрицая выдающихся заслуг Вебера как, возможно, своего подлинного родоначальника, является тем полем, на котором могут и должны быть проверены иные подходы, открывающие новые научные горизонты. Почему – политическая теология? Потому что именно в рамках политической теологии можно отойти от буквально понимаемого теологического измерения вопроса и снова, парадоксальным образом, приблизиться к социологии и родственным ей дисциплинам. В теологии в точном и узком смысле слова спасение никуда не ушло из догматики, учебной литературы, проповеди и т.д. Непременные условия спасения через церковь могут быть названы в наши дни столь же точно, как и во времена Вебера. Но если центр церковной жизни оказывается оторван от спасения, и, например, перенесен в помощь ближнему, – это будет иметь свои следствия в жизни церквей и тех сообществ, в которых эти церкви играют какую-то заметную роль. В широком смысле слова произошло обмирщение спасения, о чем говорит обилие спасательных служб и разного рода вспомогательных учреждений социального государства. Однако происходит не только обмирщение, но и новая сакрализация спасения как актуальной повестки со стороны многочисленных альтернативных инстанций, претендующих на тот статус главного распорядителя священных благ, которым некогда обладала церковь.
Следуя известной формуле Карла Шмитта, мы могли бы сказать, что все понятия спасения, имеющие хождение в качестве актуальной повестки, суть секуляризованные понятия богословия, но, как видим, дело обстоит сложнее. Теологическая логика спасения работает в мирских понятиях, мирских институтах. Политическая логика конкуренции за господство работает в среде претендентов на обладание иерократическими благами.
Эти проблемы и будут находиться в центре внимания участников конференции. Среди вопросов, подлежащих обсуждению:
– Смысл и значение спасения в ориентации социального действия и организации социальных институтов.
– Секуляризация теологической логики спасения в отдельных областях социальной жизни.
– Религия и политика: напряжение, конкуренция или резонанс?
– Политическая эсхатология и «политические религии».
–- Государство как оператор секулярного спасения.
– Нация как модерное трансцендентное.
– Социология как теология посюстороннего.
Оргкомитет конференции: А. Ф. Филиппов, д. соц. н., проф., руководитель Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ; Т. А. Дмитриев, к. филос. н., доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ; О. В. Кильдюшов, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии; И. В. Забаев, к.с.н., профессор кафедры философии и религиоведения Богословского факультета, научный руководитель лаборатории “Социология религии” ПСТГУ; М. Г. Пугачева, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.
Модальности конференции:
Заявки на участие следует направлять координаторам конференции до 30 апреля 2025 года на электронные адреса: kildyushov@mail.ru и puma7@yandex.ru
Заявка должна состоять из одного файла (в формате MS Word), содержащего следующую информацию: название и тезисы доклада (до 2000 знаков), фамилию, имя, отчество, страну и город проживания, место работы и должность, ученую степень, контактные данные (электронная почта, мобильный телефон).
Получение и прием заявки подтверждаются электронным письмом координаторов.
Оргкомитет конференции оставляет за собой право не объяснять причин отказа.
Не рассматриваются заявки, присланные после 30 апреля 2025 года.
Регламент: доклад — 20 минут, ответы на вопросы и обсуждение — 10 минут
Рабочий язык — русский.