• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательская группа по культурсоциологии

Исследовательская группа по культурсоциологии возникла в 2007 г. и представляет собой полуформальное объединение исследователей. В группу входят как сотрудники ЦФС, так и исследователи, аффилиированные с другими научными организациями. С 2007 г. группа провела ряд публичных научных мероприятий, а также силами участников группы был опубликован сдвоенный выпуск журнала «Социологическое обозрение». Группа поддерживает тесное сотрудничество с Центром культурсоциологии Йельского университета (под руководством Джеффри Александера).

Описание группы

Исследовательская группа по культурсоциологии представляет собой одно из ключевых направлений работы ЦФС. В исследовательской практике участники исходят из позднедюркгеймианской традиции социологического теоретизирования, которое рассматривает смысл как центральное понятие социальной жизни. В рамках культурсоциологии культура не является основным объектом социологического анализа, но представляет скорее оптику, т.е. способ видения, которая организует представления о социальной жизни. Таким образом, мы не занимаемся вопросами, ставшими традиционными для социологии культуры, например, что принадлежит высокой культуре, но рассматриваем любые проявления социальной жизни как насыщенные смыслом, а, следовательно, имеющие культурное измерение и природу. Соответственно, вслед за Дюркгеймом, мы ставим нашу задачу в самом общем виде как обнаружение специфических механизмов порождения смыслов и социальных истоков, которые мы рассматриваем как элементарные формы.

Наши предпосылки

Мы опираемся на положения «сильной программы» (предложенной Джеффри Александером и Филиппом Смитом). Это предполагает допущение автономного статуса культуры. Ключевым теоретическим ресурсом является исследование Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни», в котором социологическое объяснение строится вокруг понятия сакральное. Сакральное является фундаментальным элементом базовых символических процессов. Мы стремимся преодолеть преимущественно семиотические объяснения, которые используют такие методологические инструменты как «бинарные оппозиции» и «культурные коды». В нашем понимании сакрального мы следуем Дюркгейму, который рассматривал его как «бесшовную связку» социальной морфологии и смысла.

Природа сакрального амбвивалента. Оно обнаруживает недосказанность и неопределенность, которая возникает в результате опасности смешения сакрального и профанного. Модель объяснение сакрального, следовательно, должна учитывать диахронический аспект осквернения. Мы считаем, что необходимы дополнительные теоретические ресурсы для построения модели, а именно: концепция насилия как основного символического механизма (Рене Жирар), концепция лиминальности, антиструктуры и коммунитас (Виктор Тернер) и концепция чистого и скверного (Мэри Дуглас).

В своей практике мы следуем модели теоретически-ориентированного исследования, которая предполагает развитие теоретических аргументов и объяснений на основе эмпирических исследований социальной жизни. Теория занимает привилегированное положение (это, впрочем, не отменяет нашу заинтересованность в методологических разработках).

Основные направления деятельности:

  1. Развитие и популяризация социологических теорий о культуре (классическая социология, антропология и современная культурсоциология);
  2. Проведение эмпирических исследований в области культурсоциологии.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.