• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномены порядка в мобильных коммуникациях (проект 2012 г.)

Руководитель: А.Ф. Филиппов.

Проект выполнен в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Описание проекта

Проект был задуман и частично осуществлен в сотрудничестве с Лабораторией по исследованию мобильностей (CeMoRe) Ланкастерского университета (Великобритания) под руководством Джона Урри (John Urry). Исследования второго года реализации проекта происходили с привлечением ведущих специалистов по этнометодологии Энн Роулз (Ann Rawls) и Гэри Дейвида (Gary David), профессоров Bentley University, США. Это позволило существенно модифицировать как теоретическую рамку исследования, так и стратегию полевых исследований.

Несмотря на то, что так называемая парадигма новой мобильности существует уже полтора десятка лет, а с понятием социальной мобильности социологи работают почти век, здесь остается еще очень много неясного. В центре внимания теоретического анализа данной работы и теоретически ориентированных эмпирических исследований оставалась парадоксальность новых мобильностей. Объектом исследования послужили феномены мобильности/иммобильности в повседневной жизни.

Цель работы заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и проанализировать событийный характер пространственной мобильности, а в эмпирическом плане проследить и описать динамику сложно устроенных (конфигурированных) социальных событий мобильности.

Эмпирическую базу исследования составили конкретные кейсы мобильности: локальные порядки в аэропортах, нарративы пассажиров, ожидающих перелета, использование пространства и мобильности как вознаграждения при формировании команд бортпроводников. Анализ этих кейсов позволил сделать ряд общих выводов относительно характера современной мобильности.

Результаты исследования

Содержание этих выводов представляет основные результаты работы. Прежде всего , это мобильность, которая должна быть описана феноменологически, то есть не через исследование каузальных цепочек, ведуших от явного к неявному, а через выявления смысла событийных фигураций. Во-вторых, это мобильность, смысл которой многообразен и контекстуален, так что каждая фигурация нуждается в интерпретации, требующей актуализации контекста, вещной и/или событийной рамки происходящего. В-третьих, это, несомненно, мобильность глобального мира, который дает о себе знать на самом элементарном уровне социального взаимодействия. Наконец, в -четвертых , это мобильность, которая обусловлена двоякого рода порядками, порождаемыми в социальном взаимодействии: с одной стороны, это порядки солидарности, рождающиеся здесь и сейчас и фиксируемые в состоянии зарождения. С другой стороны, это порядки вещно-смысловые, навязываемые, передаваемые и поддерживаемые. Именно через эти последние мы то и дело выходим на тот «большой мир» мобильности, который прямо не становится предметом нашего изучения, но просвечивает через все события социальной жизни. В общем и целом, это подтверждает и позволяет развить дальше те результаты, которые были получены на предыдущих этапах исследования.

Исследование, а соответственно, и отчет состоят из двух частей. В первой части рассматриваются теоретические вопросы социологии мобильности. В теоретической части нами показано, что понятие мобильности следует отличать от понятия социальной мобильности, что пространственная мобильность – это многосторонний и очень сложный феномен, а также, что в понятие мобильности входит не просто перемещение вещей, людей и идей (как об этом говорят современные представители парадигмы исследования новых мобильностей), но динамика сложно устроенных (конфигурированных) социальных событий. Именно событийный характер пространственной мобильности делает ее столь сложной и столь притягательной для анализа. В теоретической части показано, что мобильность является вообще парадоксальным феноменом, где движение и покой, самотождественность и инаковость переходят друг в друга. Именно для анализа мобильности приходится привлекать такие сравнительно новые, но уже имеющие в современной социологии хождение понятия, как «неместа», «несобытия», «неделание» и т.п., призванные обозначить то специфическое, что приносят в современный мир феномены движения, снабженного новейшими техническими средствами. В этой связи приходится заново ставить вопросы относительно микро- и макросоциологии, функциональности действия, а также вопрос о соотношении непосредственно данного и скрытого, неявного в социальной жизни. Вторая часть была посвящена описанию полученных в ходе эмпирических исследований результатов и их анализу. Результаты работы над проектом отражены в публикациях участников проекта.

Области применения полученных результатов (основные перспективы которых обозначены в Отчете) можно соответственно подразделить на 1) теоретическую – использование в дальнейших исследованиях мобильностей, социологии пространства, в методологических разработках по этнометодологии, конфигуративному анализу, ритманализу, 2) прикладную – для разработки практических рекомендаций по организации пространства транзитных мест (аэропорты, вокзалы) и мест иммобилизации (стоянки, парковки, залы ожидания и проч.), для разработки интерфейсов информационных систем, связанных с навигацией; 3) учебно-методическую – в разработке программ учебных курсов на различных уровнях, в подготовке специалистов разного профиля по тематике новых мобильностей и социологии пространства.

Публикации по проекту

Корбут А. М. Видео социо // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 2. С. 143-152.

Корбут А. М. Порядок на местах, или Борьба с безопасностью // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 3. С. 155-163.

Марей А. В. Франсиско де Витория. Лекция о гражданской власти / Перев.: А. В. Марей // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 52-75.

Турчик А. Заоблачная мобильность // Отечественные записки. 2012. №5. С.273-284.

Филиппов А.Ф. Мобильность и солидарность. Статья вторая // Социологическое обозрение. 2012. Т.11. №1. С.19-39.

Филиппов А.Ф. Парадоксальная мобильность // Отечественные записки. 2012. №5. С.8-21.

Харламов Н. Новое общество или новая наука об обществе? Социология мобильностей Джона Урри // Урри Дж. М.: Праксис, 2012. С. 7-58.

Харламов Н. Пространства мобильного мира // Отечественные записки. 2012. №5. С.95-108.

Borisenkova A. V. Introduction: Philosophical Anthropology and Social Analysis // Etudes Ricoeuriennes. 2012. Т. 3. № 1. C. 1—5

Popov V. A. The Culture of New Mobility in Russia: Networks and Flows Formation // Mobilities. 2012. Vol. 1. № 7. P. 151–169.

Fen E. G. Rhythmanalysis Perspective for Mobile Places Studies // Journal of New Frontiers in Spatial Concepts. 2012. Т. 4. Р.48-52.

Kharlamov N. A. The city as a sign: A developmental-experiential approach to spatial life // The Oxford handbook of culture and psychology /Valsiner J. (Ed.) New York, NY: Oxford University Press, 2012. P. 277-302.

Kharlamov N. A. Boundary Zone between Cultural Worlds or the Edge of the Dominant Culture? Two Conceptual Metaphors of Marginality // Journal of Intercultural Studies. Vol. 33, No. 6, 2012, pp. 623-638.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.