• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномены порядка в мобильных коммуникациях (проект 2011 г.)

Руководитель: А.Ф. Филиппов.

Проект выполнен в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Описание проекта

Объектом исследования является производство порядка в коммуникациях, имеющих отношение к современным формам мобильности, прежде всего, перемещениям на автомобилях и нахождением пути в городской среде, а также парадоксальный характер мобильности в местах ожидания.

Цель работы — пересмотреть и усилить теоретические ресурсы для определения и исследования социального порядка как фигурации социальных событий, дать теоретические формулировки, пригодные для наблюдения, описания и анализа социальных событий в мобильных коммуникациях.

В процессе работы проводились как теоретические исследования, так и теоретически-ориентированные эмпирические исследования. Была проделана историко-критическая работа по кодификации концептуального аппарата описаний социальных событий, проанализированы перспективные подходы к изучению аэропортов как социально-пространственных образований, выступающих как узлы мобильных коммуникаций.

Результаты исследования

В результате исследования были созданы новые аналитические подходы к изучению трансформации форм социального порядка под воздействием новых средств мобильной связи и превращения путешествий в одну из форм повседневной жизни, выявлены базовые идентификации событий, принципы наблюдения за событиями в так называемых «не-местах», способы сбора данных в специфически осложненных обстоятельствах, сочетания микро- и макроаналитической работы.

Теоретические результаты исследования могут найти применение при разработке методологического инструментария для идентификации феноменов порядка и беспорядка в современных обществах, при выработке критериев оценки эффективности исследований мобильности, при проектировании и преподавании курсов по современной социологической теории, нарративному анализу, конверс-анализу.

Областями применения эмпирических результатов исследования являются дизайн, проектирование и совершенствование инфраструктуры аэропортов, организация работы с пассажирами и повышение эффективности их обслуживания, проектирование коммуникативных систем, соответствующих потребностям и возможностям пользователей.

Публикации по проекту

Баньковская С. П. Понятие гетеротопической среды и экспериментирование с ней как с условием устойчивого нецеленаправленного действия // Социологическое обозрение. 2011. Т.10. №1-2. С. 19-33.

Попов В. А. Мобильность и деньги: попытка конвергенции двух социологических теорий // Социологическое обозрение. 2011. Т.10. №1-2. С. 34-53.

Фень Е. Г. Анализ повседневной мобильности: культурсоциологический подход // Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии, 2011. C. 642—656.

Фень Е. Г. Город в движении: к вопросу о повседневности мобильности // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 145-156.

Филиппов А. Ф. Мобильность и солидарность. Статья первая // Социологическое обозрение. 2011. Т.10. №3. С. 4-20.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!