• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Архитектура «незримого колледжа»: исследование глобальной теоретической коммуникации в социальных науках


Руководитель: А. Ф. Филиппов.

Описание проекта

Научная коммуникация стала легитимным предметом социологических исследований с первого момента возникновения социологии науки как самостоятельной суб-дисциплины. За последние полвека в общей сложности более 10 000 статей и монографий были посвящены изучению того, что представляет собой мировое научное сообщество, его нормы и практики, механизмы самоорганизации и воспроизводства. С подачи одного из ведущих науковедов ХХ века Дерека де Соло Прайса это глобальное научное сообщество получило метафорическое название «незримого колледжа». Несмотря на столь внушительное число публикаций, посвященных данной теме, ее крайне трудно назвать изученной. Отчасти потому что в исследованиях «производства знания» до сих пор сохраняется аксиоматика «приоритета национальных школ» — представление о том, что локальные центры исследований и преподавания более значимы для воспроизводства науки, чем глобальные международные сети, коммуникационные потоки и теоретические языки, объединяющие эти центры в подобие единого (хотя и гетерогенного) целого. Отчасти потому что в социологии науки — на сегодняшний день одной из самых бурно развивающихся областей социологического знания — до сих пор отсутствует собственный язык описаний, адекватно отражающий глобальные научные транзакции. В настоящий момент не существует целостной системы кодификации и анализа, позволяющей мотивированному наблюдателю и участнику глобальной научной коммуникации «сориентироваться на местности» — в пространстве производства теоретического социального знания. Подавляющее большинство российских работ, посвященных данной проблематике либо чрезмерно формальны (т.е. опираются на количественный анализ запротоколированных научных контактов и событий коммуникации – публикаций, симпозиумов, докладов и сообщений), либо заведомо ангажированы (т.е. скорее призваны продемонстрировать «борьбу дефиниций», «конфликт стратегий» и «рынок авторитетов» в «поле производства науки», нежели изучить это поле во всей его полноте и гетерогенности). Европейские и американские исследования в интересующей нас области, как правило, более продуктивны, но нечувствительны к проблематике пространственной локализации коммуницирующих.

Соединение новых теоретических языков описания — сфокусированных на темах пространства и событийного строения коммуникации — с традиционной проблематикой социологии научного знания является основанием продуктивной исследовательской инновации.

На первый взгляд, научная теоретическая коммуникация имеет вполне очевидные, конкретные, доступные социологическому исследованию признаки: число конференций и симпозиумов, исследовательских центров, сфокусированных на производстве теоретического знания, количество научных и околонаучных журналов по теоретическим проблемам и т.д. За этими признаками в ходе макросоциологического и статистического анализа социологи науки пытаются рассмотреть долгосрочные тенденции: коммерциализацию сферы производства знания, расширение (или, напротив, сужение) области грантовой экономики, формирование «рынка экспертизы» и «рынка академических авторитетов», «рынка статей» и «рынка журналов». Единственный вопрос, на который такой анализ не дает ответа – это вопрос о собственно когнитивном, а не только социальном содержании текущих изменений. Иными словами, можем ли мы сегодня с уверенностью говорить о том, что глобальная трансформация институтов производства, распространения и потребления знания влечет за собой содержательные изменения в самом производимом знании? Институциональный анализ — неожиданно соединившийся в отечественной исследовательской практике с традиционным марксистским анализом — упускает из виду само производимое знание, сосредотачиваясь на институтах его производства, распространения и потребления.

Критика такого институционалистского подхода дала новый импульс социологическим исследованиям знания в конце ХХ века (особенно в контексте идей «экономики, основанной на знаниях»). Это движение — стремление изучить знание (в нашем случае – знание теоретическое) не как пассивную, полностью социально детерминированную «зависимую переменную», а как относительно автономный феномен, имеющий собственную логику развития и имманентные свойства — повлияло на возникновение новых теорий и методологий. В экономике: развитие исследований экономических процессов в информационно непрозрачных системах, теории информационной асимметрии и, наконец, в создании экспериментальной экономики Тверски и Канеманом. В социальной науке: переход от социологии знания — к когнитивной социологии (А. Сикурел, Э. Зерубавель), от «социологии ученых» к «социологии научных трансляций» (Б. Латур, М. Калон), от социологии культуры к культурсоциологии (Дж. Александер). Однако эти тренды практически не отразились на российских исследованиях науки, которые по-прежнему старательно избегают постановки вопроса о содержании производимого знания, о качестве интеллектуальных продуктов, о формировании новых когнитивных культур, продолжая говорить на языке индустрии «производства-потребления-распространения».

В основе подхода авторов проекта лежит претензия на разработку новой методологии исследований теоретических транзакций, в основе которой стояло бы операциональное определение «события научной коммуникации», исключающее редукцию когнитивного содержания теоретического знания к социальным аспектам его бытования. Теоретические ресурсы такого языка описания — социология пространства, фрейм-анализ и теория событий.

Таким образом, проект «Архитектура „незримого колледжа“» нацелен на интеграцию исследователей-теоретиков в мировую научную коммуникацию. Это исследовательское предприятие, ориентированное, с одной стороны, на получение достоверной информации о логике и механике глобальной теоретической коммуникации в социальных науках, с другой — на практическое включение в коммуникативные сети. Таким образом, собственно «исследовательская» составляющая проекта дополняется «коммуникативной». Этим определяется ряд поставленных в проекте задач:
  • обзор и анализ существующих исследований теоретической коммуникации в социальных науках, картография интеллектуального пространства;
  • кодификация теоретических ресурсов релевантных изучаемой проблеме;
  • концептуализация: создание аналитического языка, адекватно описывающего логику и механику развития теоретического знания в глобальной коммуникации.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!