• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культура новой мобильности в пространстве вещей и событий (проект 2010 г.)

Руководитель: А. Ф. Филиппов.

Описание проекта

Внимание к мобильности – одна из новейших тенденций социологической исследовательской практики, связанная с так называемым «пространственным поворотом» в современной социальной теории. Этот поворот привел к радикальной перемене взгляда на все устройство социальной жизни. В рамках нового подхода социологи ушли от традиционного понимания пространства как огромного контейнера, поделенного государственными и административными границами на меньшие части. Более важным оказалось движение от индивида к индивиду, из одного места в другое, от события к событию. В основе концепции о мобильном социальном, о социальном за пределами обществ-контейнеров лежит представление о «сетевой взаимозависимости» всех мест, о текучести, флюидности, непредсказуемости и сложности пролегания маршрутов по сетям. Сами места становятся мобильными, зависимыми от конфигурации задействованных участков сетей, от скорости движения людей, информации, артефактов, эпидемий, финансов и проч.

В 2009 г. Центром фундаментальной социологии ИГИТИ ВШЭ было проведено первое пилотажное исследование, теоретической платформой которого явилась новая парадигма мобильности. Исследование «Культура новой мобильности в пространстве вещей и событий» позволило добиться определенных результатов в понимании того, какие теоретические шаги необходимо сделать, чтобы превратить пока еще сравнительно рыхлую схему в концепт мобильности, который может работать в российских условиях, прежде всего, в таком мегаполисе, как Москва.

Цель исследования определялась необходимостью продолжения перспективных заделов, возникших в результате исследовательской работы на предыдущем этапе. Она заключалась в том, чтобы продемонстрировать множественные феномены ситуативной, мобильной, кодируемой в культуре солидарности. Речь идет прежде всего о том, что новая мобильность представляет собой существенную модификацию ряда традиционно важных для социологов феноменов и трендов, однако социология новой мобильности по-прежнему не может предложить единой теоретико-методологической схемы для отслеживания этих феноменов и трендов, что вынуждает нас сочетать интенсивную теоретическую работу с теоретико-ориентированными эмпирическими исследованиями, представляющими в первую очередь иллюстративную, а отчасти и ограниченную эмпирическую ценность.

Основными задачами исследования являлись:

  • дальнейшая операционализация теоретического аппарата фигуративного анализа социальных событий в перспективе проблематики исследований новой мобильности;
  • теоретическая проработка понятия события, которая позволит представить описание ситуаций в терминах социологии событий;
  • усовершенствование методологии и программы исследования, основанной на использовании включенного наблюдения и качественных квазиэкспериментов (с использованием уже имеющихся наработок ЦФС по разработке такого рода экспериментальных планов);
  • осуществление ряда независимых исследовательских подпроектов, объединенных в рамках данного проекта категориальным аппаратом социологии мобильности, теории социальных событий и культурсоциологии.

Главные выводы связаны с основной гипотезой исследования о том, что повсеместное распространение и доступность новых коммуникативных технологий влечет за собой размывание рутинных алгоритмов нахождения пути, изменение используемых обыденными социальными деятелями образов и нарративов пространства, и увеличение повседневной неопределенности, которая и выступает условием и основанием формирования ситуативной солидарности. Эта гипотеза была получена путем вывода из более общего положения о том, что тенденции к «воплощенной» (embodied) и «развоплощенной» (disembodied) мобильности являются противоборствующими, представляя собой опциональные стратегии в ситуациях повышения эффективности новых средств коммуникации и борьбы с неожиданными прерываниями и затруднениями.

Именно стремление к подтверждению этой гипотезы привело в результате к переносу внимания на так называемые неместа (узлы мобильности, лишенные собственной функциональности, распознаваемого повседневного смысла) и феномены создания спонтанного порядка и ситуативной солидарности там, где отсутствует функциональный ин­ституциональный контекст.

На данном этапе разработки проекта перед исследователями стояла задача ревизии теоретических ресурсов, релевантных проблематизации и описания феноменов культуры новой мобильности. В качестве таковых рассматривались теории социальных систем и парадигмы новой мобильности и возможности их применения для анализа новых форм мобильной солидарности. Особую теоретическую задачу составляло определение после­довательности аналитических процедур перехода от теории событий к теории множественных порядков как операциональной системе описания мобильных солидарностей.

Кроме того, исследование использования навигационных устройств в повседневных перемещениях в городском пространстве позволило зафиксировать некоторые сложности, с которыми сталкивается современный автомобилист при обращении за помощью в пространственном ориентировании к навигационным устройствам, изначально призванным облегчать мобильную участь водителя.

Результаты исследования

В исследовании представлены как теоретические итоги данного этапа проекта, так и результаты эмпирических исследований, связанных с теоретической частью. Наиболее ценными теоретическими находками можно считать: опыт сопряжения теории социальных систем с концептами парадигмы новой мобильности; выявление способа влияния денег на мотива­цию мобильности; анализ взаимосвязи мобильности и солидарности с точки зрения теории социальных событий; переформулировка общей теории социальных событий как теории множественных порядков, организация которых предполагает институционализованные контексты, локализованные в пространстве и времени; включение в описание солидарности ответственности и мотивации.

Основными результатами эмпирических исследований в данном проекте можно считать: разработку методологических и методических оснований изучения мобильных форм солидарности на примере исследования «неместа», а также определение принципов анализа нарративов применительно к мобильности; описание места ожидания с характерной для него «бессобытийностью» как типичного «неместа».

Исследовательская стратегия проекта определяется как движение в двух (встречных) направлениях. С одной стороны, это — стратегия построения теории из данных. Основные концепты и категории вырабатываются в связи с постоянным процессом сбора информации, пополнением «коллекции» сюжетов (так называемая «grounded theory»). Центральное правило исследовательской процедуры состоит в том, что мы должны в наиболее полном и ясном виде эксплицировать данные и выводы из них. С другой стороны, это — стратегия теоретически ориентированного эмпирического исследования (theory-oriented research). Цели, задачи, гипотезы эмпирического исследования заданы сформированной в корпусе теории проблематикой и служат, в конечном итоге, для проверки теоретических гипотез и обоснования/опровержения теоретического вывода.

В результате применения такой стратегии в теоретической части проекта был разработан новый теоретический аппарат исследований мобильности. С учетом основных положений парадигмы новой мобильности была осуществлена процедура кодификации ресурсов с использованием, по мере необходимости, теории социальных систем, этнометодологии, а также оригинальных версий теории социальных событий и социологии про­странства.

Данные, полученные в серии эмпирических исследований позволили не только подтвердить, но, что еще более важно, отвергнуть как недостаточно продуктивные некоторые теоретические построения, сформулированные на старте проекта, и перейти к формулировке новых гипотез, которые могут быть проверены или опровергнуты последующими исследованиями.

Публикации по проекту

Харламов Н. А. Новое общество или новая наука об обществе? Социология мобильностей Джона Урри // В кн.: Урри Дж. Мобильности / Пер. с англ.: М.: Праксис, 2012. С. 7-58.

Харламов Н. А. Пространство мобильного мира // Отечественные записки. 2012. № 50. С.95-108.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.