• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Culture of New Mobility Within the Space of Things and Events-2009

HeadFilippov, Alexander F.

Department: Centre for Fundamental Sociology

The key problem of social life is the problem of solidarity as an ontological foundation of the social, which is likely to escalate in the near future throughout the world. It becomes especially evident amid a crisis that was seen during the year when the research was conducted.

The research is to a great extent a pilot project, representing the first attempts to develop a new major theoretical strategy. In its theoretical aspect, the research managed to bring together for the first time several major promising approaches, outlining the possibilities for a major sociological synthesis. It marks the return of the key research topic – solidarity - to the realm of sociologists. Currently, in the research of social life, we should start from the fact that it is not some social problem that comes to the foreground, but rather the very sociality substratum that is questioned. In sociology this is the definition of the solidarity problem.

In the context of the research, the problem setting is unique. We didn’t base our research on people’s solidarity nor the special organization of the institute, nor generally accepted norms and values or general interests shared by rational and well-informed citizens. We proceeded from the fact that solidarity is a situational phenomenon, displayed at the level of social event organization rather than at the motivation level. Studying solidarity problems is researching the figuration of social events.

As part of this, we have reconsidered problems of space and mobility. Solidarity has traditionally correlated with the state’s locus and its boundaries. Without a theoretical abandoning of this tradition, it is impossible to move on. Further development is possible only in the course of a powerful route, one of the main threads in modern sociology – mobility sociology. This area has a lengthy history, large potential and major affectations. But are they justified? One of the central problems of this research was a strategy of a preliminary inventory survey of theoretical resources and a test of their applicability for the analysis of relevant social problems.

In the course of the study, it was determined that many of the claims in mobility theory are groundless. However this theory permits us to repurpose research strategy and tactics.

A critical approach to theoretical resources allowed us to focus on the areas of research that promise actual result in terms of setting long-term prospects and the most efficient strategies.

First and foremost, it means the development of traditional forms of mobility and a culture of new mobility. The study showed that traditional forms of mobility, despite the crisis, are undergoing substantial changes. The world around us is becoming more mobile, movements are becoming more numerous and diverse. However, old forms of mobility are supplemented by new ones, related to the use of new forms of communication, information acquisition and navigation. New mobility transforms the major forms of world perception and practice, namely space and time. New hybrid forms of mobility are gradually becoming common practice, the very culture of every-day lives.

It is due to these postulates that the question of solidarity was set in the context of applied research. New solidarity may actually be found in separate areas of social life, directly related to mobility. Solidarity actually emerges as situational solidarity, whereas the space and time of modern Moscow citizen are structured, based inter alia on the ability to directly use means of mobile communication, to travel by car and, last but not least, the ability to choose strategies that would facilitate the fastest contact whether it is movement in traditional meaning or mobile communication of any type.

These ideas offer a challenge to any further research that we move towards. These prospects are related to studying new forms of mobile solidarities and the process of their formation, cultural models that institutionalize these solidarities, new types of social identity and identification based on mobile solidarities.


 

Have you spotted a typo?
Highlight it, click Ctrl+Enter and send us a message. Thank you for your help!

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культура новой мобильности в пространстве вещей и событий (проект 2009 г.)

Руководитель: А. Ф. Филиппов.

Описание проекта

Ключевой проблемой социальной жизни является проблема солидарности, как онтологического основания «социального», которая, судя по всему, будет обостряться в ближайшее время во всем мире. Это особенно хорошо видно в ситуации кризиса, продлившегося почти весь год, отведенный на исследование.

Проведенное исследование является в значительной мере пилотажным. Это первые подступы к разработке новой большой теоретической стратегии. В теоретическом аспекте в ходе исследования удалось впервые связать несколько крупных, многообещающих подходов, наметив, таким образом, возможности большого социологического синтеза. Это, прежде всего, возвращение в центр внимания социологов ключевой научной темы – солидарности. В настоящее время при изучении социальной жизни следует исходить не из того, что какая-то отдельная социальная проблема выходит на передний план, а из того, что под вопрос ставится самый субстрат социальности. В социологии именно это и формулируется как проблема солидарности.

В рамках исследования эта проблема поставлена так, как она еще не ставилась. Авторы исследования исходили не из солидарности людей и не из особого устройства институтов, не из общепринятых норм и ценностей и не из общих, разделяемых рациональными и хорошо информированными гражданами интересов. Они исходили из того, что солидарность – это феномен ситуативный, проявляющийся не на уровне мотивации, а на уровне организации социальных событий. Исследование проблематики солидарности – это исследование фигурации социальных событий.

В этом контексте была переосмыслена проблематика пространства и мобильности. Солидарность традиционно соотносилась с локусом государства и его границ. Без теоретического отказа от этой традиции невозможно двигаться дальше. Дальнейшее движение возможно в русле одного из мощных, если не магистральных направлений в развитии современной социологии – социологии мобильностей. Это направление с большой историей, большим потенциалом и большими претензиями. Но насколько они основательны? Одной из центральных задач данного исследования стала стратегия предварительной инвентаризации теоретических ресурсов, проверка их пригодности для использования в анализе актуальных социальных проблем.

В ходе исследования было установлено, что многие из претензий в теории мобильностей неосновательны. Однако она позволяет переориентировать исследовательскую стратегию и тактику.

Критическое отношение к теоретическим ресурсам позволило сконцентрировать внимание на тех направлениях исследования, которые обещали реальный результат в плане определения долгосрочных перспектив, наиболее продуктивных стратегий.

Прежде всего, это развитие традиционных форм мобильности и формирование культуры новой мобильности. Традиционные формы мобильности, как было показано в исследовании, несмотря на кризис, претерпевают существенные изменения. Мир вокруг нас действительно становится более мобильным, перемещения становится многочисленнее и разнообразнее. Однако к старым формам мобильности добавляются новые, связанные с использованием новых форм связи, получения информации и навигации. Новая мобильность трансформирует основные формы мировосприятия и практики, а именно, пространство и время. Новые, гибридные формы мобильности постепенно приобретают характер обыденности, они становятся самой культурой повседневности.

Именно в связи с этим удалось, уже в рамках прикладных исследований, поставить вопрос о солидарности. Новая солидарность может быть реально обнаружена в отдельных областях социальной жизни, прямо связанных с мобильностью. Солидарность фактически возникает как ситуационная солидарность, а пространство и время современного горожанина в Москве структурированы, в том числе, и возможностями прямого использования средств мобильной связи, перемещения на автомобилях и – что особенно важно – возможностями выбора стратегий, обеспечивающих быстрейший контакт, будь то перемещение в традиционном смысле или мобильная связь любого вида.

Отсюда открываются перспективы дальнейших исследований, на подступах к которым находятся авторы исследования. Эти перспективы связаны с изучением новых форм «мобильных солидарностей» и процессов их формирования, культурных образцов, которые институционализируют эти солидарности, новые типы социальной идентичности и идентификации, основанные на «мобильных солидарностях».


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!