• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культура новой мобильности в пространстве вещей и событий (проект 2009 г.)

Руководитель: А. Ф. Филиппов.

Описание проекта

Ключевой проблемой социальной жизни является проблема солидарности, как онтологического основания «социального», которая, судя по всему, будет обостряться в ближайшее время во всем мире. Это особенно хорошо видно в ситуации кризиса, продлившегося почти весь год, отведенный на исследование.

Проведенное исследование является в значительной мере пилотажным. Это первые подступы к разработке новой большой теоретической стратегии. В теоретическом аспекте в ходе исследования удалось впервые связать несколько крупных, многообещающих подходов, наметив, таким образом, возможности большого социологического синтеза. Это, прежде всего, возвращение в центр внимания социологов ключевой научной темы – солидарности. В настоящее время при изучении социальной жизни следует исходить не из того, что какая-то отдельная социальная проблема выходит на передний план, а из того, что под вопрос ставится самый субстрат социальности. В социологии именно это и формулируется как проблема солидарности.

В рамках исследования эта проблема поставлена так, как она еще не ставилась. Авторы исследования исходили не из солидарности людей и не из особого устройства институтов, не из общепринятых норм и ценностей и не из общих, разделяемых рациональными и хорошо информированными гражданами интересов. Они исходили из того, что солидарность – это феномен ситуативный, проявляющийся не на уровне мотивации, а на уровне организации социальных событий. Исследование проблематики солидарности – это исследование фигурации социальных событий.

В этом контексте была переосмыслена проблематика пространства и мобильности. Солидарность традиционно соотносилась с локусом государства и его границ. Без теоретического отказа от этой традиции невозможно двигаться дальше. Дальнейшее движение возможно в русле одного из мощных, если не магистральных направлений в развитии современной социологии – социологии мобильностей. Это направление с большой историей, большим потенциалом и большими претензиями. Но насколько они основательны? Одной из центральных задач данного исследования стала стратегия предварительной инвентаризации теоретических ресурсов, проверка их пригодности для использования в анализе актуальных социальных проблем.

В ходе исследования было установлено, что многие из претензий в теории мобильностей неосновательны. Однако она позволяет переориентировать исследовательскую стратегию и тактику.

Критическое отношение к теоретическим ресурсам позволило сконцентрировать внимание на тех направлениях исследования, которые обещали реальный результат в плане определения долгосрочных перспектив, наиболее продуктивных стратегий.

Прежде всего, это развитие традиционных форм мобильности и формирование культуры новой мобильности. Традиционные формы мобильности, как было показано в исследовании, несмотря на кризис, претерпевают существенные изменения. Мир вокруг нас действительно становится более мобильным, перемещения становится многочисленнее и разнообразнее. Однако к старым формам мобильности добавляются новые, связанные с использованием новых форм связи, получения информации и навигации. Новая мобильность трансформирует основные формы мировосприятия и практики, а именно, пространство и время. Новые, гибридные формы мобильности постепенно приобретают характер обыденности, они становятся самой культурой повседневности.

Именно в связи с этим удалось, уже в рамках прикладных исследований, поставить вопрос о солидарности. Новая солидарность может быть реально обнаружена в отдельных областях социальной жизни, прямо связанных с мобильностью. Солидарность фактически возникает как ситуационная солидарность, а пространство и время современного горожанина в Москве структурированы, в том числе, и возможностями прямого использования средств мобильной связи, перемещения на автомобилях и – что особенно важно – возможностями выбора стратегий, обеспечивающих быстрейший контакт, будь то перемещение в традиционном смысле или мобильная связь любого вида.

Отсюда открываются перспективы дальнейших исследований, на подступах к которым находятся авторы исследования. Эти перспективы связаны с изучением новых форм «мобильных солидарностей» и процессов их формирования, культурных образцов, которые институционализируют эти солидарности, новые типы социальной идентичности и идентификации, основанные на «мобильных солидарностях».


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.