• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заседание семинара ЦФС «LogicaSocialis» 15 мая 2024 года

15 мая 2024 года в Центре фундаментальной социологии НИУ ВШЭ в рамках семинара «Logica Socialis» с докладом выступит Фомичев Филипп Михайлович, аспирант Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ.

Тема выступления:

Место христианства в проекте «реконструкции консерватизма» Герда-Клауса Кальтенбруннера

 

ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ

Общее по «реконструкции консерватизма»:

·                   На рубеже 1950-60-х годов консерватизм в ФРГ приобретал все более технократический облик, теряя ценностный импульс «христианской Европы». С середины/со второй половины 1960-х годов фиксируются кризисные явления все более широкого порядка, приведшие в итоге к т.н. «структурному кризису» немецкого консерватизма на рубеже 1960-1970-х годов. Проект Г.-К. Кальтенбруннера представляет собой попытку выводы консерватизма из этого кризиса.

·                   Парадигма консерватизма (после 1945 года) как безвозвратно оторванного от традиции (в т.ч. религиозной) и оппозиционного статусу-кво эксплицитно сформулирована А. Молером (ницшеанско-антихристианская позиция) и Г.-К. Кальтенбруннером (католик-седевакантист). Особое место наряду с философской антропологией и проблемой элит в своей «реконструкции» Кальтенбруннер отводит христианству (в контексте политизации христианства через дискуссии о политической теологии, леворадикальные/марксистские прочтения и полемики внутри консервативного лагеря).

 

Тезисы статьи Кальтенбруннера:

·                   Современная христианская (в первую очередь – католическая) теология «переживает всемирный кризис», и никакая консервативная политическая или социальная теория более не может искать в этом опору собственной легитимности. Формула «консервативное равно христианское» ставится под сомнение и в исторической ретроспективе.

·                   Консервативное мировоззрение сегодня вынуждено опираться на данные антропологии, социологии или этологии, нередко даже выступая главным апологетом «критического рационализма»; Противопоставление «утопическому принципу надежды» антропологически укорененного консервативного «принципа реальности».

·                   Политическая теология прогрессивизма (как католического, так и протестантского) направлена на инструментализацию содержания Священного Писания в русле лозунгов борьбы за эрзацрелигиозное освобождение. Кальтенбруннер фиксирует феномен активного приписывания неполитическому посланию Христа однозначно левого, эмансипаторного и революционного содержания, что в итоге ведет к попыткам (квази)теологического обоснования по большей части нехристианских политических тенденций. Истинное основание этого лежит не в христианстве, а в апокалиптическом сознании как таковом – оно обладает сильнейшим революционным пафосом и находит свое выражение в левых политических и социальных проектах.

·                   Первоначальное принятие мира во всем его несовершенстве, а человеческой судьбы – во всем ее трагизме, и есть «архиконсервативная предпосылка христианской теологии» или, иными словами, «криптотеологическое условие возможности консерватизма». Из этого импульса развивается трагически-героический пессимизм по отношению к миру, истории и человеку.

·                   Кальтенбруннер определяет христианство как находящегося по ту сторону «левого» и «правого» начала, одновременно превосходящего и являющегося истоком для большинства социальных и политических проектов любой направленности – политическая теология христианства может служить как опорой, так и центральным объектом критики и для левых, и для правых интеллектуалов; оставаясь апологетом христианско-европейской традиции, он не призывает отказываться от ее истоков, но больше не видит в христианстве опоры для консервативной политической теории – необходимо искать иные, более рациональные и эмпирически представленные способы обоснования собственной политической теории в новых областях социального и антропологического знания, не прибегая при этом к модернистским метанарративам. В основе этой позиции лежит четко выраженный антропологический пессимизм, основа которого находится в христианском вероучении. Однако сегодня христианство и как форма соотнесения себя с трансцендентным, и как основа организации социального и политического порядка, сохраняет свою убедительность лишь на индивидуальном уровне.

 

Резюмирующий тезис к статье Кальтенбруннера:

·       Я. Таубес, на которого часто ссылается Кальтенбруннер, писал, что апокалиптически-гностическое восприятие мира является основой возмущения и радикального революционного пафоса современных левых (эсхатологизм рождается из остро ощущаемого противоречия между «действительностью безбожного мира и представлением о царствовании Божьем в этом мире»; этот «разлом», эта «трещина» между Богом и миром может быть преодолена лишь «чудом прыжка»). «Трагический разлом», о котором говорят Молер и Кальтенбруннер представляют собой контртезис – основа консервативного мироощущения, вновь сформулированная немецкими правыми интеллектуалами в 1960-1970-е гг., покоится на признании, но принятии этого элемента мироздания – «трагического разлома, который невозможно устранить».

 

 

 

Место проведения: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 205

Начало: 19.00

Для заказа пропуска в здание Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ просьба обращаться к старшему научному сотруднику ЦФС Марине Геннадиевне Пугачевой (puma7@yandex.ru).