Вебер жив: почему и сегодня актуально наследие немецкого философа и социолога. Репортаж HSEdaily
Как уживается логическое и сакральное в браке, куда заведет художника потенциал нарративности, посюстороннее спасение и веберовская классификация религий — исследования на эти и другие темы обсудили эксперты ВШЭ и других университетов. Центр фундаментальной социологии Вышки и журнал «Социологическое обозрение» провели конференцию «“Картины мира” и “отношение к миру”: основные понятия Макса Вебера и перспективы фундаментальной социологии».
Конференция открылась подведением итогов II конкурса научных работ на соискание премии имени Макса Вебера, который Центр фундаментальной социологии проводит совместно с журналами «Социологическое обозрение» и «Экономическая социология». Заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований, первый проректор ВШЭ Вадим Радаев вручил награду победителю — выпускнице программы «Социология» факультета социальных наук ВШЭ Полине Алексеевой (Калиновской). На конференции она представила свою работу «Выбор на брачном рынке или воля Божья? О практической и субстантивной рациональности в категориях пользователей православной платформы для знакомств».
Исследование построено на интервью с молодыми людьми 18–35 лет из Москвы и ближнего Подмосковья, большинство которых позиционировали себя как практикующих верующих. Признание сакральности брака сочеталось у пользователей платформы с рациональностью действий, которая позволяет экономить время при знакомстве и поиске пары.
Полина Алексеева отметила: в последние годы романтические отношения во многом приобрели рыночные черты, поиск пары идет по критериям и фильтрам, напоминающим выбор продуктов или бытовой техники. Это отчасти наблюдается и на платформе знакомств людей, называющих себя верующими, для которых романтические отношения имеют ценностную нагрузку. Они ищут пару для брака, исходя из того, что партнер послан Богом, но одновременно выбирают его по определенным признакам.
Выяснилось, что большинство ответивших не видят противоречий между личным выбором и волей Всевышнего. Рациональная логика не всегда способна побороть ощущение сакральности брака, элементы выбора становятся частью Божьей воли. Вадим Радаев характеризует такую позицию как сочетание рационального и сакрального: респонденты подстраивают алгоритм поиска под себя и обращаются не только к Богу, но и к «Яндексу».
Доцент факультета гуманитарных наук ВШЭ Тимофей Дмитриев представил доклад «“Бегство от мира” или “господство над миром”? Общности идеологических виртуозов в поисках “посюстороннего” спасения». Он напомнил: Вебер классифицировал религии по их готовности принимать существующий мир. Например, конфуцианство принимает его, буддизм отрицает, а христианство и ислам принимают на условиях его исправления и совершенствования. Это влияет на отношение религии к политике и роли насилия в социальных взаимодействиях.
По мнению Тимофея Дмитриева, большевизм и сталинизм сближаются с религией, поскольку они направлены на овладение миром. Посетивший Советскую Россию английский философ и общественный деятель Бертран Рассел сравнивал Ленина с Оливером Кромвелем, а большевиков — с религиозной сектой, считающей частную собственность источником бед на Земле и стремящейся ее искоренить. Российские коммунисты испытывали ощущение мессианства и избранности, заражались фанатизмом религиозного толка и нетерпимостью к своим противникам и соратникам, отклоняющимся от верного пути. Тимофей Дмитриев полагает, что разработанные Вебером в «Социологии религии» категории бегства от мира и овладения им могут применяться для анализа идеологических светских обществ и светских интеллектуалов.
Стажер Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования ВШЭ, аспирант факультета креативных индустрий Ирина Афанасьева назвала свой доклад «Языковое поколение: “картина мира” современных российских художников поколения миллениалов». Афанасьева отметила: многие художники 2000-х и 2010-х годов, например Яков Попов, Кирилл Кто, Семен Мотолянец и другие, активно используют тексты и отдельные буквы в своих работах. Художники стремятся реализовать потенциал нарративности, для чего запускают цепочки зрительных и звуковых ассоциаций. Благодаря текстам изображения кажутся вербальными, создается многослойность художественного смысла. Такие методы, полагает Ирина Афанасьева, вовлекают зрителя в игру с ребусами и смыслами, помогают искать и одновременно размывают границы вербального и изобразительного и таким образом отражают поиск нового языка искусства.
Научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ВШЭ Олег Кильдюшов познакомил участников конференции со своей работой «Идеи vs интересы в веберовской теории действия: иерархия или диалектика?». По его словам, теория Вебера анализирует и реконструирует мотивы социального действия, изучает соотношение интересов индивидуумов и мотивов групп.
Социальные группы пытаются легитимировать свои интересы через общественные и государственные институты, и, хотя поведение людей подчиняется интересам, оно часто определяется рамочными идеями. Идеи компенсируют ограниченность интересов и позволяют прогнозировать векторы развития.
Веберовское восприятие идей позволяет исследовать их смысловое содержание и понять, от чего стремятся спастись их носители. Ценности спасения становятся устойчивым культурным наследием. Так, религиозная картина мира даже в эпоху секуляризации сохраняет свое значение, а в светские дискурсы модернизированного типа встроены сакральные элементы. По мнению Олега Кильдюшова, современный человек не всегда способен оценить влияние религиозных идей на культуру и национальный характер, но столь же односторонне выглядит и спиритуалистическая интерпретация мира.
Старший преподаватель кафедры социологии и управления МАДИ Лидия Сонина представила доклад «Проблема перехода от общества потребления к ответственному потреблению с позиций теории социального действия». Она уверена: теория социального действия помогает критически оценить потребление в современном обществе. Описанные Вебером цели рационального действия и потребления предполагают, что индивид при ограниченных средствах будет употреблять наиболее дешевые и питательные продукты. Однако ценностное, или символическое, потребление, когда члены социума реализуют тиражируемые ценности и покупают значимые предметы, например дорогой телефон или автомобиль, отражает иррациональность действий индивида и аффект потребителя. Лидия Сонина полагает: важно понять мотивацию потребления, ее рефлексию и практический смысл. Процесс формирования ответственного потребления займет немало времени. Маркетингу надо прекратить стимулировать аффективное потребление, а обществу — повысить ответственность, исходя из теории социального действия, подытожила она.
Главный редактор журнала «Социологическое обозрение» Александр Филиппов в докладе «Некоторые аспекты рецепции Вебера в России» отметил, что, хотя о Вебере отечественные авторы писали уже при его жизни, а первые переводы появились в 20-е годы прошлого века, вернуться к его работам смогли после длительного перерыва, в конце 1960-х — начале 1970-х годов. До середины 1950-х в нашей стране в основном читали европейцев, позже, особенно в последней четверти XX века, более прилежно — американцев и американизированных европейцев. Много позже появляются русские переводы оригинальных версий. При этом никто не обсуждает, не возникают ли в результате «два (или более) Макса Вебера». Параллельно существуют мейнстрим отечественной социологии, выросший из американских источников, историко-социологические труды и работа переводчиков Вебера, рассказал Александр Филиппов.
По его словам, работы Вадима Радаева по экономической социологии и Вадима Волкова, ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге, о «силовом предпринимательстве» открыли эпоху нового, менее догматического и более инструментального прочтения Вебера в России. Так, Вадим Радаев пишет о констелляциях интересов и властных позиций на рынке, которые складываются иначе, чем при насаждении и навязывании чьей-то воли в рамках общественных отношений. Для него важно, что власть — это возможность реализовать свои интересы, не считаясь с интересами другой стороны. Вадим Волков развивает социологию «силового предпринимательства», также используя ряд идей Вебера. Он считает Вебера политическим реалистом. «Насилие — центральный вопрос в организации экономики и становлении государства в борьбе с преступными сообществами», — подчеркнул Александр Филиппов.
Он отмечает также работы российского социолога Ивана Забаева. Его детальный анализ «Протестантской этики» Вебера Александр Филиппов считает одним из лучших на настоящий момент. Исследования Ивана Забаева ценны также тем, что отражают интерес к догматике православия, церковным образцам монашеской жизни и реальной практике хозяйственной деятельности современной церкви, которая связывает ее целеполагание с религиозными принципами, предписаниями и практическими правилами. Например, богатство, успех сами по себе не являются злом, но они затрудняют путь к спасению. И успех, и богатство полны тщеславия. В этом можно увидеть сильное расхождение между православными и протестантами, как мы знаем из трудов Вебера. Эта идеология также противоречит практической этике экономических действий, обращает внимание Александр Филиппов. На практике лучшими представителями воли Божьей являются люди, более опытные в любом деле, в том числе и светские начальники. Категория «смирение» описывает внутреннее состояние человека, который может унаследовать спасение. Смирение достигается послушанием. В некотором смысле смирение — аналог профессионального призвания, как его изображает Вебер, только смысл перевернут, потому что речь идет вовсе не о мирском успехе как признаке избранности.
Большой вклад в популяризацию идей Вебера, говорит Александр Филиппов, внесла полемика Ивана Забаева и заместителя директора Центра трудовых исследований ВШЭ, члена-корреспондента РАН Ростислава Капелюшникова. Его статью «Гипноз Вебера. Заметки о “Протестантской этике и духе капитализма”» Александр Филиппов считает, несмотря на резко критическую оценку Вебера, важной вехой в его актуализации.
К идеям Вебера обращается доцент факультета социальных наук ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Григорий Юдин*. По оценке Александра Филиппова, Григорий Юдин* оригинально интерпретирует идеи политической социологии Вебера о харизматических вождях, понимание демократии по Веберу и оценивает складывающиеся тенденции госуправления. Александр Филиппов считает важным разделять интерпретации Вебера и попытки его вульгаризации отдельными публицистами. Для преодоления разрыва между ними необходимо издать Веберовскую энциклопедию, считает он.
В конференции также приняли участие профессор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Дмитрий Катаев, профессор факультета социальных наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ВШЭ Светлана Баньковская, аспирант школы философии и культурологии ВШЭ Григорий Семиглазов и доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУ Арсений Краевский.
Автор: Павел Аптекарь
Материал на сайте HSEdaily.
* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.