• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«”Когда уходит детство?” – конфликтогенный вопрос в межпоколенческих отношениях»: семинар по социальной теории «Logica Socialis»

С докладом выступила Анна Игоревна Матюшкина, студентка 4 курса Департамента социологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

«”Когда уходит детство?” – конфликтогенный вопрос в межпоколенческих отношениях»: семинар по социальной теории «Logica Socialis»

© Центр фундаментальной социологии

«”Когда уходит детство?” – конфликтогенный вопрос в межпоколенческих отношениях»

«Мне уже шестнадцать», «Ты еще ребенок» – подобные высказывания, кажется, пронизывают коммуникацию внутри многих современных семей. Но что кроется за подобными «ужешестнадцать» и «еще ребёнок» и какие последствия это несет для детско-родительских отношений – остается неочевидным.

Различия в восприятии детства на фоне меняющейся роли ребенка в современном обществе действительно могут выступать причиной конфликта. Ребенок высвобождается из оков концептуальной зависимости родителей и других агентов социализации и становится центром своего собственного социального мира. Однако привычные модели детско-родительских отношений оказываются не готовы к принятию нового положения ребенка, что является одним из аспектов внутрисемейных конфликтов.

Целью исследования, представленного в докладе, является определение социальных параметров конфликта между родителями и детьми в контексте различного восприятия детства. Во-первых, мы даем теоретический обзор основных понятий, таких как социальный конфликт, семья и детство. Затем мы предоставляем методологическую информацию о процедурах сбора и анализа данных. Это исследование основано на применении как количественных, так и качественных методов: проводится контент-анализ интернет-публикаций об отношении детей и родителей к родительскому контролю; а затем глубинные интервью с российскими подростками (от 13-ти лет до 21-го года) и родителями. Основным критерием для отбора информантов является их опыт конфликтного взаимодействия с родителями или детьми. В заключение мы расскажем о трудностях, с которыми сталкиваются исследователи внутрисемейных отношений, а также обсудим предполагаемые результаты и перспективы развития исследования.

Презентация доклада (PPTX, 970 Кб)