Олег Кильдюшов: «Один из самых интересных вопросов социальной теории спорта — почему национальные сборные играют в такой разный футбол?»
По случаю начала Чемпионата мира по футболу социолог Олег Кильдюшов рассказал IQ.HSE о том, когда этот вид спорта попал в поле научного интереса, как он влияет на общество и почему так трудно найти подходящую метафору для описания игры сборной России.
Как социологи обнаружили футбол
Социология — это институционализированная рефлексия модерна. Это научный систематический взгляд современного общества на самого себя, возникший на рубеже XIX-XX веков. И, конечно, исследователи не могли не заметить такой принципиально новый по сравнению с принятыми в традиционном обществе телесно-культурными практиками феномен, как спорт. Упоминания о нем встречаются у многих классиков социологии — Вебера, Зиммеля, Тённиса. Хотя ни один из них не создал эксплицитную теорию спорта, поскольку сами его практики тогда только формировались.
Процесс спортизации проходил по модели проникновения культурных образцов сверху вниз. Спорт возникает как телесная практика высших слоев, затем перенимается средним классом, а после Первой Мировой войны распространяется и среди социальных низов – рабочего класса и даже крестьянства. Удивительно, но мировая война, эта машина уничтожения, может приводить к таким неожиданным социальным эффектам, как демократизация спорта. Об этом можно прочитать в исследовании Кристианы Айзенберг.
Когда фронтовики вернулись из окопов и заполнили трибуны стадионов, произошла удивительная метаморфоза с самим футболом. Он приобрел ярко выраженные милитаристские формы, изменился его язык. Лексика, которую мы сейчас используем — атака, оборона, бомбардир, — рождается не в английском аристократичном футболе, а во Франции и в Германии в 1920-е годы в результате столкновения травматизированных ветеранов войны и новых социальных практик.
Первая книга под названием «Социология спорта» вышла в Германии в 1921 году — ее автором был ученый и писатель Хайнц Риссе, ученик известного социолога Альфреда Вебера, брата великого социального теоретика Макса Вебера.