Секция «Политики тела: структурные изменения российского спорта и их институциональные, дискурсивные и антропологические последствия» на международном симпозиуме «Пути России-2016»
18–19 марта 2016 года состоится XXIII Международный симпозиум «Пути России. Север – Юг». Симпозиум состоится в МВШСЭН при поддержке Интерцентра и РАНГХиГС. Центр фундаментальной социологии организует секцию «Политики тела: структурные изменения российского спорта и их институциональные, дискурсивные и антропологические последствия».
Руководитель – Олег Кильдюшов (Центр фундаментальной социологии НИУ ВШЭ)
Адрес электронной почты: kildyushov@mail.ru
Несмотря на свою несомненную значимость для современного российского общества, спорт до сих пор относительно плохо описан отечественной социальной теорией. Социальные теоретики или вовсе игнорируют его в своих описаниях, или рассматривают как маргинальное явление, находящееся где-то на периферии жизни социума. В этом смысле в нашей стране для большинства интеллектуалов характерно «легкомысленное», несерьезное отношение к спортивной активности миллионов соотечественников. Таким образом, в России имеет место определенный парадокс: в стране, являющейся одной из ведущих спортивных держав, в силу ряда причин отсутствует теоретическая рефлексия важнейшей массовой культурной практики. Исторически для этого, видимо, существовали причины институционального и идеологического характера. В любом случае мы вынуждены констатировать: у нас так не институционализировалась академически релевантная философия и социология спорта, а спорт как предмет социального теоретизирования, мягко говоря, не входит в число приоритетов русских интеллектуалов.
Между тем спорт теснейшим образом связан с политикой и общественными отношениями в целом и является одной из важнейших культурных сфер в обществах позднего Модерна. В качестве базовой современной телесной практики он служит своеобразным антропологическим индикатором происходящих структурных изменений общества, поскольку затрагивает сами представления социума о «человеке», его телесные образы. Говоря словами Мишеля Фуко, спорт как форма дисциплинирования собственного тела – это один видов «политики себя». В этом смысле спортивные практики Современности являются социокультурным механизмом биополитического формирования телесности под определенные образцы. Поэтому для социальной теории по-прежнему актуальна и продуктивна рамочная постановка вопроса в духе Норберта Элиаса, вопрошавшего о том, как связано между собой развитие структур и организационных форм таких видов «досуга» как спорт, с общественно-политическими тенденциями, которые доминируют в тот или иной момент культурного развития.
Программа
Быховская Ирина Марковна – доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма:
Спорт как объект социокультурного анализа: конструируемое и сконструированное
Адельфинский Андрей Станиславович – кандидат экономических наук, старший преподаватель МГТУ им. Баумана:
О чём мы говорим, когда мы говорим о спорте?
Львов Степан Васильевич – кандидат социологических наук, руководитель управления мониторинговых и электоральных исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения:
Спортивное мегасобытие и мультипликативный эффект для региона: возможности и риски управления
Тимошенко Дарья Сергеевна – аспирант кафедры культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма:
Допинг в современной социокультурной среде: смысл, формы, тенденции развития
Анашвили Валериан Валерианович – директор Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ, главный редактор журнала «Логос», главный редактор Издательского дома ВШЭ, главный редактор ИД «Дело» РАНХиГС:
Тема уточняется
Кильдюшов Олег Васильевич – научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ:
К программе исследований современного русского спорта: институциональное, дискурсивное и антропологическое измерения