• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репортаж о встрече сотрудников ЦФС с профессором Джоном Урри

На портале Открытая Экономика опубликован репортаж Альфии Булатовой о состоявшейся 19 сентября 2008 г. встрече сотрудников Центра фундаментальной социологии ИГИТИ ГУ-ВШЭ с профессором Ланкастерского университета Джоном Урри.

Автомобиль – не роскошь, а сложный и угрожающий гибрид

Социальные, культурные и технологические открытия ХХ века кардинальным образом изменили облик нашего мира. В веке ХХI в условиях глобализации эта трансформация приобрела еще более отчетливый характер. Благодаря новейшим средствам связи и сообщения ежедневно происходят перемещения огромных масс людей, объектов и вещей, капитала, знаков и информации как в глобальном, так и в локальном масштабе. Все течет, все изменяется и, кажется, что уже ничего невозможно зафиксировать и исследовать. Однако английский профессор Джон Урри считает, что одним из способов зафиксировать изменчивость современного мира является применение введенного им концепта «мобильности».

В академических кругах профессор Ланкастерского университета социолог Джон Урри в первое десятилетие XXI века получил широкую известность как основатель нового социологического направления - «новой социологии мобильностей». Для развития исследований в этой области в Ланкастере даже был создан Центр исследований мобильностей (Centre for Mobilities Research, CeMoRe), который возглавляет непосредственно сам г-н Урри. О том, что такое «новая парадигма мобильностей» (new mobilities paradigm) и с чем ее едят, Джон Урри рассказывал в течение двух дней. В четверг, 18 сентября, он излагал основные положения своей парадигмы на лекции в МГИМО. На следующий день, 19 сентября, в Вышке на встрече, организованной Центром фундаментальной социологии ИГИТИ  ГУ-ВШЭ, он рассказывал о работе своего Центра и о том, какие именно направления исследований в «новой парадигме мобильностей» наиболее перспективны.

В центре «новой парадигмы мобильностей» (ее концептуальные основы были разработаны профессором Урри в сотрудничестве с рядом ученых, в том числе с американской исследовательницей Мими Шеллер) лежит понятие мобильности (mobility). Этим понятием предлагается обозначать всевозможные перемещения – людей, объектов, отходов, информации… Именно перемещения (а не, например, «общество») составляют, по мнению сторонников «новой парадигмы», основу социальной жизни и, соответственно, предмет социальной науки. Широко распространенные процессы вроде «глобализации» при таком подходе трактуются как существенные изменения в характере мобильностей (например, мобильностей людей через национальные границы). Важной чертой «мобильностного» подхода является пристальное внимание к тому, как возникают и функционируют сложные гибриды человеческой жизни и материального и технологического мира. Одним из таких гибридов является автомобиль: его невозможно исследовать только как сложное техническое устройство, или только как поведение водителя, сидящего за рулем этого автомобиля.

Вообще, пример автомобиля для профессора Урри является ключевым. С его помощью он объясняет важнейшее понятие «парадигмы» – понятие системы мобильностей (mobility system).С помощью этого понятия можно объяснить то, каким образом некоторые способы передвижения, на элементарном уровне включающие в себя определенный род человеческого поведения (например, управление автомобилем) и определенное техническое оснащение (в данном случае сам автомобиль), соединяются в сложноорганизованные системы, которые, в свою очередь, пронизывают все сферы человеческих отношений и окружающей среды.

- Автомобильность – это главная система мобильности в современном мире, - пояснил свою мысль профессор Урри.

Автомобильность предполагает перемещение человека и/или груза при помощи самодвижущегося аппарата, потребляющего определенный вид топлива. Эта система структурирует человеческие взаимоотношения (визиты к друзьям, шопинг, поездки на работу), способы расселения (субурбанизация), хозяйственные отношения (производство автомобилей и бензина), культурные (художественные образы и стили жизни, связанные с автомобилем) и психологические (особый способ восприятия мира «через ветровое стекло») феномены.

По словам г-на Урри, особый исследовательский интерес сейчас привлекают именно повседневные перемещения людей, например «путешествия» на работу и визиты к семье. Исследование автомобильности как системы позволяет зафиксировать организацию этих перемещений.

- Исследования мобильности позволяют открыть неожиданные стороны социальной жизни. Например, узнать, что делают люди во время рутинных ежедневных поездок, и зафиксировать возможности непредсказуемого развития событий, которые заключены в таких техно-человеческих гибридах, - заметил по этому поводу Джон Урри.

Автомобиль и связанный с ним образ жизни часто казался лицом прогресса, развития и цивилизованности. В последние годы профессор Урри привлекает внимание к обратной стороне медали. По его мнению, формирование и развитие системы автомобильности в ХХ веке привело к тому, что социальный мир превратился систему высокого потребления энергии и, как следствие, высокого уровня загрязнения окружающей среды. В результате, мы оказались на пороге глобального кризиса. Истощение ресурсов сопровождается нарастающими изменениями окружающей среды, в первую очередь глобальным потеплением. Эти процессы приводят к тому, что существование и развитие системы нашего мира в том виде, в котором она существует сейчас, дальше невозможно.

Скорее всего, кризис предупредить не получится, и его последствия будут глобальными, масштабными, и труднопредсказуемыми. Профессор Урри рассматривает несколько возможных сценариев развития, каждый из которых повлечет за собой кардинальное изменение социальных отношений и образа жизни всех людей на планете. Кстати, ряд таких сценариев был разработан Урри и его коллегами в рамках одного из проектов программы Форсайт британского правительства. Так что у «новой парадигмы мобильностей» есть вполне деловые, управленческие и консалтинговые приложения.

Профессор Урри вкратце рассказал о ряде таких приложений, которые разрабатывают специалисты CeMoRe. Среди них исследования в области мобильных телекоммуникационных технологий, железнодорожных путешествий, повседневных материальных практик, паттернов потребления… Например, недавно была закончена работа над проектом по исследованию неравного доступа к средствам перемещения (прежде всего, к автомобилю и к общественному транспорту) в ряде регионов Великобритании. В числе последствий отсутствия мобильности – весь комплекс бед, который социологи часто обозначают термином «социальное исключение»: безработица, низкие доходы, ограниченность дружеских сетей… Этот проект вели Джон Урри и Элизабет Шоув (также профессор Ланкастерского университета) по заказу британского Министерства Транспорта. Также Центр проводит исследования «аэромобильности» (путешествий на самолетах), изменений межличностных взаимодействий и форм общения, которые произошли после массового распространения мобильных телефонов, и многих других «мобильностей». В планах на ближайшее время – исследования повседневных перемещений в городах и дальнейшее изучение потенциала систем мобильности с низким уровнем углеродных выбросов.

В продолжение всей встречи профессор не раз повторял два слова «keep in touch», очевидно, относя их не только к тому, что современные социологи должны идти в ногу со временем, но и подразумевая, что они должны развивать международные сети сотрудничества. Профессор Урри заметно оживился, когда молодые специалисты из вышкинского Центра фундаментальной социологии устроили самую настоящую англоязычную презентацию проектов. Особенно, и это было очень заметно, его заинтересовал проект по кодификации социологического знания, которым руководит старший научный сотрудник ЦФС Д.Ю.Куракин. В рамках этого проекта уже достигнуты результаты по теоретическому анализу и построению структурированной библиографии целой области современных социологических исследований –т.н. «культурсоциологии» (cultural sociology). Профессор Урри заинтересовался и исследованиями в области социологии пространства (в которых развиваются и результаты самого г-на Урри, в свое время посвятившего этой теме несколько книг) и теории социальных событий – основными рамочными направлениями работы ЦФС.

В самом конце встречи, сравнивая представленные русские и английские исследовательские проекты, Джон Урри обратил внимание на пересечение ряда проблем, тем и теоретических ходов. Общность интересов не может не привести к желанию работать вместе. Одним из результатов московского путешествия г-на Урри стала договоренность о сотрудничестве между Центром фундаментальной социологии ИГИТИ ГУ-ВШЭ и Центром исследования мобильностей Ланкастерского университета. Ученые рассчитывают на то, что им удастся не только наладить, обмен информацией о проектах и публикациях, но и организовать совместные семинары-мастерские и исследовательские проекты.

Альфия Булатова

В подготовке статьи автор выражает благодарность Никите Харламову