• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

От социологического просвещения к социальному действию

24 января в рамках XVI Международного симпозиума МВШСЭН «Пути России. Современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения» состоялась секция «От социологического просвещения к социальному действию: социология как наука о действительности». Руководителем секции выступил руководитель Центра фундаментальной социологии, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Александр Филиппов

24 января в рамках XVI Международного симпозиума МВШСЭН «Пути России. Современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения» состоялась секция «От социологического просвещения к социальному действию: социология как наука о действительности». Руководителем секции выступил руководитель Центра фундаментальной социологии, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Александр Ф. Филиппов

Секция была посвящена ключевым вопросам, которые стоят сейчас перед социологической теорией, вопросам самоопределения социологической теории и социологии как способа познания социального мира. Эти проблемы были подняты в докладе профессора Филиппова «Реактуализация социологии». Он говорил о противоречии между социологией, выбравшей позицию просвещения, и социологией как наукой о социальном действии, которая по существу должна быть наукой о действительности. Социологов, сказал он, продолжает соблазняет позиция абсолютного наблюдателя. Они боятся противоположной крайности, идеологической и заинтересованной позиции, которая может быть связана с самой категорией действительности. Виктор Вахштайн, декан факультета социологии МВШСЭН и старший научный сотрудник ЦФС, продолжил проблематизацию позиции социолога в докладе «О невозможности социологического действия». Основной мыслью доклада было то, что в отличие от психологии, в социологии невозможно социологическое действие как действие по изменению мира, которое совершает ученый. Единственным модусом действия ученого, как утверждал докладчик, является эпистемическое действие, то есть действие, направленное на познание. В докладе аспирантки ГУ-ВШЭ Елены Васильевой «Социология и здравый смысл» обсуждалась проблема происхождения социологических концептов и выдвигался тезис о том, что исходным источником понятий, в сущности являющихся метафорами, является телесный опыт познающего человека. Этот тезис противопоставлялся привычному социологам конструкционизму, в логике которого понимание и восприятие мира само по себе является заданным понятиями и социальными рамками. Проблематизации идеи рефлексивности деятельности социального ученого был посвящен доклад аспиранта ГУ-ВШЭ, преподавателя кафедры Экономической социологии ГУ-ВШЭ Григория Юдина. Он поставил его в контекст широко распространенных в социологической теории последних 30 лет обсуждений рефлексивности как черты и императива общества конца XX века. Ведущий научный сотрудник ЦФС Светлана Баньковская в докладе «Акционизм и когнитивизм в социологии» обратила внимание на то, что в социологии обсуждение проблематики действия очень часто сопровождается когнитивистскими ориентациями, в частности «когнитивистскими крайностями» предельного субъективизма или, напротив, представлениями о сознании как о «черном ящике», который в нужный момент «сработает как ожидается». Она отметила, что основной целью антикогнитивистской программы в социологии является снятие все еще сохраняющегося в основных посылках многих социологических теорий дуализма внешнего и внутреннего, и что одним из возможных путей такого снятия может быть обращение к классическому американскому прагматизму. В заключительном докладе старшего преподавателя кафедры Политологии и социологии Российского государственного университета им. И.Канта (Калининград) Анны Карпенко «Нарративный подход в исследованиях региональной идентичности: перспективы и ограничения» рассматривалось понятие региона и обсуждались возможности переосмысления административно-территориального устройства и внутренних пространственных процессов в Российской Федерации в перспективе «конструирования» регионов. В качестве методологического ключа к исследованию процесса такого конструирования докладчик предложила использовать анализ исторических и современных нарративов, в которых проявляется формирующаяся региональная идентичность. 


Практически все доклады перекликались между собой и вызвали оживленную полемику. Тексты докладов будут опубликованы через несколько месяцев в очередном сборнике материалов конференции «Пути России», о выходе которого можно будет узнать на сайте ЦФС.