• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Меморандум IV Конференции «Современные проблемы формирования методного арсенала социолога»

16 февраля 2010 на базе факультета социологии ВШЭ состоялась IV конференция памяти А. О. Крыштановского «Современные проблемы формирования методного арсенала социолога». По итогам конференции участники приняли меморандум. Публикуем его на нашем сайте

МЕМОРАНДУМ

Участники IV Конференции памяти Александра Олеговича Крыштановского «Современные проблемы формирования методного арсенала социолога» выражают благодарность факультету социологии ГУ-ВШЭ, ИС РАН и РОС, за организацию данной конференции.

Участники конференции констатируют, что на конференцию было принято 109 тезисов докладов, написанных 149-ю авторами, представлявшими 24 субъекта РФ (99 тезисов), Украину (6), Беларусь (2),  Армению (1), США (1). Доклады  показали, что участниками конференции ведется активная работа в области использования и развития современных методов социологических исследований и обучения им студентов. У  российских социологов и коллег из ближнего зарубежья имеется стремление к активизации научных связей.

В то же время  сохраняется значительное отставание российской социологии от мировой науки в области использования и разработки современных методов сбора и анализа социологической информации, моделирования социальных явлений. Так, при сборе данных редко используются тонкие методы шкалирования, методы сбора данных с помощью измерения близостей, использования методов парных сравнений, сравнений в триадах и т.д.  Отстает Россия и в области качественных методов сбора данных. При анализе данных  используются лишь некоторые возможности SPSS. Очень медленно внедряются другие программные продукты и прочие методы - разные алгоритмы анализа текстов, интеллектуального анализа данных и т.д.  Моделирование социальных процессов остается уделом довольно узкой группы специалистов.

Между тем на Западе развитие методного арсенала социолога происходит гораздо быстрее, чем в России. Бурный рост вычислительных возможностей привел к развитию и широчайшему использованию современных методов data mining, теории искусственного интеллекта и даже такой ветви науки, как Computational sociology.

Современная российская социология могла бы внести свой вклад в развитие методов анализа данных за счет возрождения и развития отечественных заделов в области социологических методов, созданных в 1970-1990 гг. Среди них немало весьма продуктивных и конкурентноспособных даже сегодня.

Отставание в области методов анализа данных зачастую не дает возможности при проведении исследований добиться того качества получаемого знания, которое может обеспечить современная наука. Этим во многом объясняется неготовность российских социологов к участию в крупных международных сравнительных исследованиях, отсутствие публикаций в международных журналах, описательность многих публикаций.

Основными причинами создавшегося положения являются:

  • наличие известного противопоставления теоретического и эмпирического в социологии, склонность к вербальному теоретизированию, либо к нерефлексирующему эмпиризму вместо разумного сочетания теоретического и эмпирического на основе грамотного применения методов;
  • слабый уровень обобщения и внедрения  в практику работы широких кругов социологов методических наработок ведущих российских социологических центров;
  • низкий уровень подготовки социологов –  выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры отечественных вузов; 

  • нехватка в стране преподавательских кадров в области методов социологического исследования.

Исходя из вышесказанного, участники IV Конференции памяти А.О.Крыштановского «Современные проблемы формирования методного арсенала социолога» обращаются к руководителям исследовательских учреждений РАН, профильных академических журналов, вузовских факультетов и кафедр, профессиональных социологических обществ и ассоциаций исследователей общественного мнения и маркетологов (РОС, СОПСо, ОИРОМ и др.) с призывом стимулировать:

  • активное обсуждение на конференциях, на страницах периодической печати, в Интернете роли методов в социологическом исследовании, проблемы связи эмпирического и теоретического в социологическом исследовании;

  • роли математического языка в социологии;
  • опыта лучших российских социологов по разработке методологии проведения реальных социологических исследований, обобщения этого опыта и широкого внедрения  в практику реальных исследований.

Необходима организационная и финансовая поддержка разработки учебных программ, а главное - учебно-методических комплексов по методам для студентов-социологов для использования в бакалавриате и магистратуре, перевод лучших зарубежных учебных работ.

Следует создать соответствующий научно-издательский совет, разработать план изданий литературы по методам социологического исследования (переводы, коллективные монографии, методические и учебные пособия, учебники, хрестоматии, альманахи, работы классиков в области эмпирических исследований), найти спонсоров. Осуществлять регулярные публикации с обзором новейших достижений отечественных и зарубежных исследователей в области социологических методов.

Следует продумать меры поддержки «лучшего опыта» в области преподавания методных дисциплин, создания и развития школ в данной области (магистерские программы и т.п.)

Актуальнейшей задачей является организация повышения квалификации вузовских преподавателей в области методов, направление лучших молодых специалистов на различные формы краткосрочного и долгосрочного обучения в лучшие зарубежные Центры.

Участники конференции обращаются к ГУ-ВШЭ, ИС РАН и РОС с предложением: 

  • Подготовить и провести Всероссийскую конференцию по методам сбора и анализа социологических данных с международным участием (МСА, WAPOR и др.)

См. также комментарии на сайте РОС.