• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фил Хатчинсон в Москве

Со  2 по 8 февраля по приглашению Московской высшей школы социальных и экономических наук в Москву на симпозиум «Пути России» приезжал Фил Хатчинсон – соавтор нашумевшей книги «There is no such thing as social science», рецензия на которую вышла в 3 номере журнала «Социологическое обозрение» за 2010 год. Кроме выступления на пленарной сессии симпозиума, Фил Хатчинсон запланировал во время своего пребывания в Москве познакомиться с представителями российской социальной мысли и социологической теории. Он участвовал в ряде формальных и неформальных встреч с сотрудниками Центра фундаментальной социологии и студентами и преподавателями МВШСЭН

Со  2 по 8 февраля  по приглашению Московской высшей школы социальных и экономических наук в Москву на симпозиум «Пути России» приезжал Фил Хатчинсон – соавтор нашумевшей книги «There is no such thing as social science»рецензия на которую вышла в 3 номере журнала «Социологическое обозрение» за 2010 год. Кроме выступления на пленарной сессии симпозиума, Фил Хатчинсон запланировал во время своего пребывания в Москве познакомиться с представителями российской социальной мысли и социологической теории. Он участвовал в ряде формальных и неформальных встреч с сотрудниками Центра Фундаментальной Социологии и студентами и преподавателями МВШСЭН.

На следующий день после прилёта, Фил Хатчинсон обсудил с сотрудниками Центра и студентами МВШСЭН книгу, написанную им в соавторстве с Уэсом Шэрроком и Рупертом Ридом. Гость рассказал, как писалась книга и как появилась её идея.  Он подчеркнул, что не готов отстаивать и защищать все заявления, сделанные в тексте, так как он представляет собой продукт коллективного труда. Однако ему принципиально важным кажется сделанное в книге различение между схватыванием смысла действия (grasping the sense of action) и его интерпретацией (interpreting the meaning). По его мнению то обстоятельство, что социологи, изучающие смысл социального действия, по большей части считают, что их задача состоит в интерпретации наблюдаемого, приводит современную социологию к ряду проблем, о которых он и его соавторы написали в книге. Проблема различения grasping и interpretation вызвала оживленную дискуссию между Филом Хатчинсоном, Виктором Вахштайном, Павлом Степанцовым и Василием Кузьминовым. Обсуждение того, насколько оправдано это различение и что оно даёт социологу, не прекращалось вплоть до самого отъезда гостя.

После этого он познакомился с руководителем ЦФС Александром Филипповым и сотрудниками ЦФС Светланой Баньковской и Анной Турчик. Они обсудили деятельность Центра, его место в социологическом сообществе в России, а также текущие проекты Центра.

На симпозиуме Фил Хатчинсон представил доклад, озаглавленный «Системы социологического преломления и идентичность действия». Основной тезис его доклада состоял в следующем. Социологи и социальные теоретики постоянно задаются вопросом: как можно идентифицировать то, что делают обыденные люди. При этом они низводят понимание собственной деятельности самими людьми достатуса заблуждений, неправильных пониманий, обусловленных тем, что докладчик назвал «социологическими преломлениями и искажениями», примерами которых могут служить обыденное знание, идеология и т.д.  Фил Хатчинсон подверг анализу и критике подобную позицию профессиональных социологов. В целом, его критика шла параллельно развиваемой в написанной им в соавторстве с Шэрроком и Ридом книге аргументации невозможности построение исследовательской программы социологии по образу и подобию научной программы естественных наук.

В последний день своего пребывания в Москве, доктор Хатчинсон принял участие в воркшопе по эпистемологии социальных наук факультета Социологии и политологии МВШСЭН. На воркшопе студенты и тьюторы обсуждали часть работы Людвига Витгенштейна «Философские исследования», посвящённую «видению аспектов» (seeing aspects). В обсуждении также приняли участие сотрудники ЦФС и студенты ВШЭ: Андрей Корбут, Дарья Хлевнюк, Екатерина Павленко, Алиса Максимова и Варвара Кобыща.

Фил Хатчинсон специализируется на философии Витгенштейна, кроме того, одна из его статей посвящена как раз этой тематике. В ходе обсуждения он изложил суть «терапевтической» интерпретации работы Витгенштейна, обсудил со студентами проблематичность разведения мышления и видения, а также роль прагматики речи в «видении аспектов». 

Перед отъездом он отметил, что его визит в Москву был насыщенным и плодотворным, уровень теоретических и философских дискуссий вдохновил его на следующий визит в Москву, который, как он надеется, скоро состоится. Также он выразил желание наладить и развивать дальнейшее сотрудничество с Центром Фундаментальной Социологии и с факультетом Социологии и политологии МВШСЭН.

Текст подготовил Павел Степанцов