Регулярный семинар ЦФС: выступление Александра Павлова
30 марта 2012 г. состоялся регулярный семинар ЦФС. С докладом «„Видеодром“: формирование видео-культуры в советской России, 1980–1990» выступил Александр Павлов
30 марта прошёл второй семинар ЦФС. На нём выступил старший научный сотрудник Центра Александр Павлов с докладом на тему «„Видеодром“: формирование видео-культуры в советской России, 1980–1990».
Доклад был представлен как пролегомены к последующему исследованию. Задача автора состояла в выявлении ключевых «проблемных узлов» процесса формирования видео-культуры. Эти узлы и были описаны в выступлении. История VHS-эпохи в СССР и особенности восприятия доступной видео-продукции подтверждались цитатами из интервью, примерами из личного и чужого опыта, а также комментариями слушателей. Так, были выделены три жанра, пользовавшиеся популярностью, поскольку, по словам автора, «массовый зритель был плохо образован, а потому предпочитал развлекательные фильмы». Это ужасы, экшн и эротика. Для наглядности докладчик представил визуальные материалы – журналы «Видео-дайджест» и «Видео-Асс» конца 80-х – начала 90-х. Помимо жанров обсуждались и другие «проблемные узлы»: трудности перевода, институциональные аспекты видео-культуры, формирование вкуса, отношение к классике, трансформация зрительского восприятия.
В целом семинар получился насыщенным. Участники затронули вопросы влияния западной кино-культуры на отечественную в поздне-советскую и постсоветскую эпохи. Обсуждались как конкретные фильмы и направления в кинематографе, так и общие проблемы исследования кино. Большое разнообразие примеров фильмов, актёров, режиссёров и даже сленга (например, обсуждалась разница между «мочилово» и «махалово») не оставило равнодушными слушателей и привело к активному участию в обсуждении практически всех присутствующих.
Несмотря на то, что автором уже проведена довольно большая часть работы (опрошено более 35 человек), предметное поле исследования и ключевая его проблема докладчиком пока не выбраны. Возможно, именно поэтому докладчик попросил слушателей помочь ему определить, что из описанного автором является наиболее интересным и продуктивным в будущей работе и как лучше скорректировать начатое исследование видео-культуры в России. В семинаре приняли участие сотрудники ЦФС и гости, готовые поделиться опытом, воспоминаниями и конструктивными замечаниями.
Андрей Корбут обратил внимание на методический аспект исследования. Затем он предложил один из возможных сценариев дальнейшего развития темы: ограничиться изучением практик посещения видеосалонов и сопутствующих этим практикам сервисов (например, занятия по восточным единоборствам)
Александр Филиппов отметил, что традиционное социологическое или антропологическое исследование невозможно, поскольку исследователь в данном случае имеет дело с воспоминаниями, а не с текущим опытом. Он предложил выбрать нарративный анализ в качестве способа теоретизирования и описания. Однако в этом случае важно понять, с чем работает исследователь – с памятью как культурным феноменом или нарративной идентичностью рассказчика. При этом необходимо соблюдать требования «методической чистоты описания».
Светлана Баньковская сделала ряд замечаний. Она обратила внимание на необходимость определить временные и пространственные рамки исследования, учесть общий культурный контекст вестернизации позднесоветского общества и распространения идей технологической цивилизации.
По мнению докладчика, состоявшееся обсуждение стало продуктивным. В результате модератор семинара Павел Степанцов предложил Александру Павлову представить на обсуждение результаты дальнейшей работы.
Лилия Земнухова