• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Политическая теология и международная справедливость»

Мероприятие завершено

19-20 мая 2023 года Центр фундаментальной социологии НИУ ВШЭ и журнал «Социологическое обозрение» проводят междисциплинарную научную конференцию на тему: «Политическая теология и международная справедливость».

К участию в дискуссии приглашаются исследователи, занимающиеся проблемами теоретической и исторической социологии, международных отношений и международного права, политической философии и политической теологии, а также историей идей и интеллектуальной историей.

Обоснование темы: Классическая социология появляется в золотой век международного права, когда после Франко-прусской войны в Европе почти на полвека устанавливается мир, а желание сотрудничества между цивилизованными народами подкрепляется созданием многочисленных интернациональных институтов. Первая мировая война разрушает много иллюзий. Великие социологи становятся воинственными националистами. Макс Вебер выступает за укрепление положения Германии как мировой державы, Георг Зиммель указывает на необходимость «духовного решения» в годы войны, а Эмиль Дюркгейм разоблачает агрессивную роль немецкого империализма. Мысль о том, что установившийся после поражения Германии и ее союзников в войне порядок является не только насильственно гарантированным, но и справедливым, чужда побежденным и не обсуждается даже победителями.

Однако если государственный порядок, внутри которого совершается социальная жизнь, это порядок побежденной страны, его невозможно основать на праве более высоком, чем законы самой этой страны. А если международный порядок не всеми странами признается в качестве такового, то и победители не могут убедительно обосновать справедливость этого порядка, справедливость самого права. Но справедливость или несправедливость высшего правопорядка – это уже не социологический и даже не юридический вопрос. Это вопрос политической теологии. Данное обстоятельство не сразу осознал сам основатель политической теологии XX века Карл Шмитт. Лишь постепенно от вопроса о легитимности Лиги Наций он переходит к вопросу о «порядке больших пространств в праве народов». Империалистическая политика нацистской Германии отбрасывает тень на его научные работы и мешает понять глубину даже его более поздних прозрений, когда в 1950 году выходит его ключевая работа о «Номосе земли». На долгие десятилетия мирного сосуществования воцаряется иллюзия окончательного решения политико-юридических вопросов, устаревания понятия суверенитета, торжества норм и ценностей международного сообщества над национальными законодательствами.

Мы можем констатировать, что с начала 2022 года этим иллюзиям пришел конец. Не требуется больших усилий, чтобы заметить широкое применение теологической риторики и символики в публичной коммуникации, в речах представителей враждующих сторон. В точном соответствии с пониманием существа дела Карлом Шмиттом, противника объявляют не стороной с собственными интересами, пусть и преследуемыми недопустимыми средствами, но абсолютным злом в теологическом значении этого слова. Локальный конфликт оказывается последней фазой борьбы между добром и злом, Богом и Дьяволом. Эта семантика имеет универсальный характер, меняется лишь конкретика описаний. Для ученых это ставит на повестку дня возобновление политико-теологических штудий в области международно-правового описания и анализа не столько самих войн, сколько будущего миропорядка, который всегда наступает после прекращения боевых действий. Появление в речах высшего руководства страны таких терминов, как «большие пространства» (Валдайская речь В. В. Путина), «справедливость», наряду с апелляцией к международному праву, говорит о том, что эта постановка вопроса постепенно пробивает себе дорогу. Никлас Луман называл это вопросом о «праве права», и, собственно, в этом пункте фундаментальная социология, политическая теология и теория международных отношений снова оказываются на одном общем поле.

В качестве основного результата конференции организаторы ожидают возобновления дискуссий, которые могут оказаться особенно значимыми и продуктивными, если к мнениям историков права, социальных теоретиков и политических социологов подсоединятся юристы-международники и исследователи политической теологии. Тексты лучших докладов будут опубликованы в журналах «Социологическое обозрение» и «Социология власти».

Оргкомитет конференции: А.Ф. Филиппов, д.с.н., профессор, руководитель Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ ― председатель; Т.А. Дмитриев, к.ф.н., доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ; И.В. Забаев, к.с.н., профессор кафедры философии и религиоведения Богословского факультета, научный руководитель лаборатории “Социология религии” ПСТГУ.

Координаторы конференции: О.В. Кильдюшов, научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ (kildyushov@mail.ru); М.Г. Пугачева, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ (puma7@yandex.ru).

Модальности конференции:

Заявки на участие следует направлять координаторам конференции до 1 мая 2023 года.

Заявка должна состоять из одного файла (в формате MS Word), содержащего следующую информацию: название и тезисы доклада (до 2000 знаков), фамилию, имя, отчество, страну и город проживания, место работы и должность, ученую степень, контактные данные (электронная почта, мобильный телефон).

Получение и прием заявки подтверждаются электронным письмом координаторов.

Оргкомитет конференции оставляет за собой право не объяснять причин отказа.

Возможна оплата транспортных расходов и проживания в Москве для ограниченного числа иногородних участников.

Не рассматриваются заявки, присланные после 1 мая 2023 года.

Регламент: доклад — 20 минут, ответы на вопросы и обсуждение — 10 минут.

Рабочий язык — русский