• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дополнительный набор студентов и аспирантов НИУ ВШЭ для выполнения проекта ЦФС

Мероприятие завершено

Заявки от студентов и аспирантов принимаются до 15 февраля 2023 года.

Информируем о старте кампании дополнительного набора студентов и аспирантов НИУ ВШЭ для выполнения фундаментальных проектов Тематического плана научных исследований и работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2023 год.

Дополнительный набор реализуется с целью расширения вовлечения обучающихся в научные проекты. Студенты должны получить опыт работы в научном коллективе и сформировать навыки исследовательской работы. Включение аспирантов в проект в первую очередь должно способствовать решению поставленных в диссертационном исследовании задач, в том числе за счет экспертной поддержки со стороны участников проектов и расширения ресурсной базы.

Стратегии нормализации повседневности в чрезвычайных ситуациях: инерция аффекта и открытость вызовам

Наша страна переживает непростой период. Невзирая на все усилия по сохранению привычного образа жизни населения, вероятно и желательно в текущем году введение отдельных элементов чрезвычайного положения. Негативное влияние экстренных ситуаций на повседневную жизнь, независимо от их динамики и результатов, будет ощущаться все сильнее. Это является вызовом для общества и для социальных наук. В чрезвычайных ситуациях активизируется и актуализируется деятельность по нормализации нарушенного порядка, то есть не только прекращение экстраординарного, но и превращение его в рутинное. Объединяющие эти противоположности процессы нормализации чрезвычайного или, наоборот, вытеснения нормального чрезвычайным, представляют собой крайне нестабильный объект исследования в силу отсутствия дифференцированного понятийного аппарата, описывающего континуум нормального-чрезвычайного. В начале пандемии нами было разработано понятие иррегулярного чрезвычайного положения. Оно связано с понятием об учредительной власти как об анархическом (безначальном) истоке рамочных определений социальной жизни. Это позволяет нам сейчас продвинуться сразу в нескольких направлениях. В историко-философском плане открывается обширное поле исследований, нацеленных на выяснение начальных условий формирования магистральной парадигмы общественного договора, по идее, как раз и преобразующего анархию и деспотию как варианты чрезвычайного в нормальный порядок. Особое значение здесь имеет фигура Э. Ж. Сиейса и его концепция учредительной власти, без которой непонятен социологический смысл теорий диктатуры и политическая теология конституционного правления. Эти исследования составят первый блок работ текущего года. Помимо фокусированных историко-философских штудий, предполагается концептуализация чрезвычайного положения как особого «симбиотического механизма» генерации новых норм (Луман). Такая перспектива пересекается с утверждением Дюркгейма о генерации норм через процессы общественного возмущения (colere publique), что находит свое выражение в примитивных способах создания норм с помощью скандальных происшествий. Работу такого же симбиотическикого механизма можно увидеть и в гипотезе Стаффорда Бира о наличии «системы возбуждения» в управленческих аппаратах, которые срабатывают при чрезвычайных сценариях развития событий, несмотря на относительно высокий порог срабатывания или запуска. При этом происходит перепрограммирование всей системы управления, то есть выключение одной системы и включение другой. В чрезвычайных ситуациях, как пороговых трансформациях, новые нормы вырабатываются как нечто отличное от рутинных способов поведения, образуя своего рода абстрактную линию, смещающую центр тяжести внутри системы. В правовой плоскости проблему нормального/чрезвычайного можно рассмотреть через сопоставление децизионизма К. Шмитта и нормативизма Г. Кельзена. Если в первом случае право ставится в зависимость решения и конкретного порядка, то вторая оптика, напротив, показывает автономность права как иерархически организованной системы норм. Мы пользуемся обеими и описываем право через его учреждение внешней инстанцией или же как замкнутую сферу, способную к самопорождению и самовоспроизведению. Это показывает полемика Карла Шмитта и Ханса Кельзена, взгляды которых до сих пор определяют значительную часть дискуссий о нормальном и чрезвычайном. Нормализация как процесс может быть рассмотрена и в перспективе социального ускорения (Хартмут Роза). Изначально технология чрезвычайного положения и диктатуры, стоявшая на вооружении у национальных государств, способствовала процессам ускорения и модернизации. Сегодня мы наблюдаем, как кажется, противоположную ситуацию: государства скорее тормозят дальнейшее развитие, приобретающее глобальный характер. Однако в действительности всё сложнее. Перед лицом глобальных вызовов государства могут задействовать механизмы чрезвычайного, чтобы отгородиться от общей тенденции, искусственно замедлить процессы, которые становится сложно контролировать. Поскольку чрезвычайное положение предполагает сокращение времени принятия решений за счет отказа от необходимых в нормальном состоянии процедур и оптимизации аппарата управления, это может привести не к замедлению, а, напротив, к ещё большему ускорению, что, в свою очередь, окажется условием нормализации в самой повседневности. В контексте политическом это ставит вопрос о заменимости норм – не о высших нормах или их иерархии, не о нормах, отвечающих ожиданиям, не о процедурах консенсуса или рационального расчета, как о способах выработки новых норм, но о такой замене, которая осуществляется контингентным образом, то есть на основе аффективно-эмоциональных состояний социальной возбужденности и текущей маргинализации.