• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Старт кампании дополнительного набора студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ: прием заявок до 1 марта

Мероприятие завершено

Информируем о старте кампании дополнительного набора студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ для выполнения фундаментальных проектов Тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2022 год.
ЦФС приглашает студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ для участия в исследовательском проекте ЦФС 2022 году на тему «Новые социетальные общности глобального мира: аффекты и культурная легитимация различий». Для участия в отборе до 1 марта 2022 года необходимо подать заявку, состояющую из CV, описания собственных исследовательских интересов (500 слов максимум) по адресу puma7@yandex.ru и filippovaf@gmail.com.

В наши дни научная, политическая и экспертная повестки во многом определяются усилившейся в эпоху пандемии уверенностью в исчерпании глобализации и кризисе «мира без границ». На самом деле глобальное не отступило и в сочетании с локально-политическим образовало ряд новых конфигураций. Для их изучения недостаточно старых подходов. Требуется то, что Г. Блумер и Дж. Тёрнер называли «сенсибилизирующими схемами». Нужно менять оптику теорий, чтобы распознавать новые феномены. К ним относятся глобальные перемены в настроениях миллионов людей, не вступающих в прямое общение или дискуссии между собой, но обнаруживающих трансграничную общность и готовых по-новому решать вопрос о том, кто им друг и кто враг. Мировой отклик получают такие феномены, как “BLM”, “me too”, “cancel culture”, сопротивление вакцинации против Ковид-19. Склонность людей по всему миру эмоционально подключаться ко все новым и новым движениям, ставящим под угрозу сам фундамент гражданской солидарности, нуждается в социологически корректном описании. Приверженность и ненависть, воодушевление, страхи и другие аффекты могут существовать до и вне организационных форм, но они контагиозны, быстро распространяются и запускают работу социального воображения, на котором базируются новые идентичности и различия. Мы называем эти общности, вслед за Т. Парсонсом и его новейшим интерпретатором Дж. Шортино, социетальными, то есть проявляющимися как интегрирующее начало во всем обществе, но именно глобальном, не замкнутом в границах государств. Общности ускоренно меняют основополагающее отношение к миру (М. Вебер), которое может резонировать (Х. Роза) и усиливаться в действиях и коммуникациях, ускользающих от полицейского и идеологического контроля, что создает все новые и неожиданные проблемы для современной политики. Основная проблема в наши дни состоит в том, что их замечают слишком поздно, их появление объясняют слишком просто, без учета работы аффекта, воображения и эмерджентного усиления различий.

Цель научного исследования

– Построить историко-теоретически фундированную концепцию социетальной общности, обладающую эвристическим потенциалом сенсибилизирующей схемы.

– Выявить механизмы работы коллективного аффекта и причины его контагиозности, основные черты нового социального воображения и конструирования различий.

– Сформулировать гипотезы, касающиеся институциональной и культурной динамики мирового общества как реакции на новые социетальные общности и легитимирующи их дискурсы.

Задачи научного исследования

– Выявить этапы трансформации категории общности, начиная от христианской политической теологии через дихотомию общности и общества в классической социологии к концепции «социетального сообщества» в теориях систем действия.

– Продемонстрировать механизмы эмерджентных преобразований аффекта от «мы-они» групп до различения друзей и врагов.

– Реконструировать понятие мирового общества как обширной системы коммуникаций и показать место в нем новых социетальных общностей.

– Раскрыть роль воображения – индивидуального и коллективного – в конструировании и модификации аффекта; исследовать роль фантазийной аффективности в конституировании интерсубъективности и социальной (в том числе социетальной) общности.