Старт кампании дополнительного набора студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ
Информируем о старте кампании дополнительного набора студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ для выполнения фундаментальных проектов Тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2021 год.
ЦФС приглашает студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ для участия в исследовательском проекте ЦФС 2021 году на тему «Этика солидарности и биополитика карантина: теоретические проблемы культурно-политических трансформаций в эпоху пандемий». Для участия в отборе до 5 марта 2021 года необходимо подать заявку, состояющую из CV, описания собственных исследовательских интересов (500 слов максимум) по адресу puma7@yandex.ru и filippovaf@gmail.com.
Аннотация проекта
Продолжающаяся пандемия, наряду с явным обострением международной ситуации, кризисом международно-правовых отношений и отсутствием консенсуса по ряду острейших проблем современности, является вызовом не только для всего человечества, но и для социальных наук. Они должны внести свой вклад в выработку актуальных, незамедлительно принимаемых решений. Однако здесь есть место не только для тактического анализа, но и для фундаментальной науки. Беспрецедентные карантинные меры, закрытие границ, резкое ограничение свободы передвижения, вне зависимости от эффективности, требуют осмысления со стороны социологической теории и политической философии. Они меняют базовую интуицию, которая лежит в основе теоретических построений. Происходящее является отклонением от нормального и естественного хода дел, но это значит, что и сами понятия нормального и естественного нуждаются в пересмотре.
Цель исследования заключается в редизайне ключевых понятий социологической теории и политической философии в связи с изменением базовых характеристик социального мира и представления этих понятий в виде комплекса категорий и объяснительных схем.
К задачам относится теоретическая работа со следующими базовыми интуициями:
1. Быстрое затвердевание границ внутри недавно прозрачного глобального мира; сохраняя прозрачность для информации, энергии и проч., он теряет проницаемость для крупных тел, включая людей.
2. Выход на передний план биополитики голой жизни и возвращение к санитарно-полицейскому регулированию премодерна.
3. Изменение способов социальной типизации, переопределение понятий социальной дистанции, изменение модусов чистого и нечистого, а вместе с ними всей системы социальных различений.
4. Радикальная трансформация перцептивного опыта: изменение пространственной структуры окружающего мира, структуры телесного соприсутствия с другими людьми, а также способа формирования новых габитусов.
5. Радикальное ослабление и, как следствие, уменьшение роли взаимодействий лицом-к-лицу как базовой парадигмы любых коммуникаций.
6. Изменение принципов зонирования городских пространств, новая организация ключевых транспортных потоков, а значит, и всей системы мобильностей.
7. Трансформации привычных представлений и практик в сфере «приватного» и «публичного» — двух базовых категорий социальной теории. Пребывание на карантине и онлайн сказались на практиках, которые люди реализуют дома (пищевых привычках, привычках в одежде, коммуникативных действиях, способах структурирования графика дел и содержании этих дел), а также в целом на их ощущении того, что значит «быть дома».
8. Появление новых категорий экспертизы, сочетание экспертной рациональности с ограниченными ресурсами знания, возникают конфликты повседневно-фронетического и санитарно-полицейского модусов поведения.
9. Изменение практик поведения в публичных местах, публичное пространство, став более опасным, стало при этом более морально насыщенным.
10. Изменения понятий нормального и чрезвычайного, новая востребованность комиссарской диктатуры (чрезвычайный поручений по преодолению заразы).
11. Восстановление традиции: опознание в ситуации «чумы», мора, карантина типических ситуаций прошедших эпох, что порождает новую темпоральность и модусы обращения к прошлому, незнакомые рациональному модерну.
12. Новая актуальность камералистики и полицейской науки, «полиция здоровья» в истории и современности.