• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Революция как социальная лаборатория: к 100-летию советского модерна»

Мероприятие завершено

Центр социальной теории и политической антропологии им. Н.Н. Козловой при Философском факультете РГГУ совместно с Центром фундаментальной социологии НИУ ВШЭ проводят 29 марта 2017 года конференцию, посвященную 100-летию русской революции как учредительному событию советского модерна. 

Теории модерна и модернизации имеют крайне неустойчивую конъюнктуру: с одной стороны, они регулярно возвращаются в научную моду, с другой — надолго утрачивают эвристическую значимость для поколений исследователей. Так, с оппозицией «Современность — традиционное общество» активно работала уже социологическая классика, а в 1950–1960-е теории модернизации превратились в настоящую политическую идеологию и технологию транзита. В конце 1980-х — начале 1990-х они в последний раз пережили подлинный ренессанс, вызванный крушением системы «реального социализма». Также можно вспомнить жаркие споры о постмодерне, не оставившие практически никаких серьезных теоретических последствий…

При этом реализованной утопией Современности для теоретиков модернизации первой волны являлся послевоенный Запад и прежде всего США. Уже тогда многими исследователями отмечалось, что головокружительная карьера категорий «модерн» (modernity, modernité, die Moderne) и «модернизация» в философии, социологии и политической науке странным образом сочетается с их содержательной неопределенностью. Так, Райнхард Бендикс писал в этой связи, что после Второй мировой войны «модернизация стала одним из модных понятий, общеупотребительным, несмотря на всю расплывчатость, поскольку вызывала примерно одинаковые представления о современной технике, реактивных самолетах, исследовании космоса и атомной энергии и т.д.».

Несмотря на подобную семантическую неясность связанных с модерном понятий, именно они в социальной философии и политической теории определяют дискурс (само)описания современных обществ, оставаясь неким универсальным эвристическим ключом к их анализу. В качестве базового метанарратива понятие «Современность» является основной категорией понимания того типа социальности, что сложился сначала на Западе, а затем, говоря словами Макса Вебера, стал судьбой всего человечества.

Однако, как показал тот же Вебер, модерн как генетически западный социально-политический проект был невозможен без Реформации, гуманизма и других конститутивных элементов духовной жизни Европы. Это обстоятельство ставит ряд не столько теоретических, сколько практических проблем перед обществами, ставшими на путь современности как бы «вслед» или «вдогонку» за Западом. В этом смысле даже можно говорить об историческом феномене «модернизации без модерна», примеров которой немало: инструментальная вестернизация Японии, сосуществование традиционной культуры и современных технологий в странах Персидского залива, господство рыночных принципов при сохранении политической диктатуры в Китае и т.д. Во всех этих случаях кажется проблематичным само представление о модернизации общества как реализации некого «проекта модерна» западного типа.

Одним из примеров подобной «модернизации без модерна» предстает и исторический опыт России в 20 веке, хотя проблема Современности является конститутивной для всей русской интеллектуальной традиции (более известна под названием «Россия и Европа»). В этой оптике революция 1917 года и весь большевистский проект может интерпретироваться в качестве попытки радикального «решения» этой проблемы.

Исследовательская программа Н. Н. Козловой была направлена на изучение форм кондиционирования советского типа социальности, ставшего уникальным антропологическим результатом большевистской модернизации. Именно в этом смысле она говорила о политической антропологии модерна, задающего совершенно иные стандарты «личности», предлагающего новые модели «индивидуальных» идентичностей и траекторий личной биографии. Поэтому она рассматривала советских людей — и с точки зрения социальной генеалогии, и по базовым характеристикам — как безусловно модерных, хотя и относящихся к другому, незападному модерну, отличному от классической Современности западноевропейского или американского типа.

Между тем, как показали недавние дискуссии, многие русские интеллектуалы до сих пор испытывают значительные трудности с операционализацией понятий «модерн» и «модернизация» применительно к материалу недавнего исторического опыта России. Столетний юбилей Русской революции может быть легитимным поводом для проверки эвристичности базового понятийного аппарата и возможностей его спецификации при анализе как конкретных дискурсивных форм и социальных практик советской Современности, так и их постсоветского наследия.

На конференции предполагается обсудить несколько тематических комплексов, связанных с проблематикой советского модерна:

  1. Революция в России: «усеченная модернизация» или попытка учредить «другую Современность»? Методологические подходы и аналитические перспективы.
  2. Советский модерн в работах Н. Н. Козловой: русская революция как «антропологическая лаборатория» (идентичности, дискурсы и практики).
  3. 1917-1991: советское общество как «непреднамеренное социальное изобретение», или что не предусмотрели (не могли предусмотреть) творцы «общества нового типа».
  4. Роль русской революции в метанарративе Современности. «Our Soviets» от 1917 к 1989 и далее.
  5. Отдельные проблемные поля и кейсы, связанные с социальной теорией, социальной историей и антропологией советского.

Оргкомитет: Бражникова Я. Г., Губин В.Д., Ивахненко Е.Н., Кильдюшов О.В., Фетисов М.С., Филиппов А. Ф.

Место проведения: РГГУ, Москва, Миусская площадь, д. 6, 

Профессорская аудитория (№ 228)

Программа конференции:

10.00-10.30 Открытие конференции

Ивахненко Евгений Николаевич (д. филос. наук, проф., ректор РГГУ). Приветственное слово.

Губин Валерий Дмитриевич (доктор философских наук, профессор, декан Философского факультета РГГУ). Приветствие от ФФ РГГУ.

Бражникова Яна Геннадиевна (кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Философского факультета РГГУ). Приветствие от Центра социальной теории и политической антропологии имени Н.Н. Козловой при ФФ РГГУ. 

10.30-12.00 Панельная дискуссия «Советское как другой модерн»

Модератор: Кильдюшов Олег Васильевич (научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ)

10.30-11.00 Тесля Андрей Александрович (кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск). "Вторая модернизация": русская революция и модернизационные усилия Российской империи.

11.00-11.30 Куренной Виталий Анатольевич (кандидат философских наук, профессор, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ, научный редактор журнала "Логос". Цивилизация модерна и история: проблема фундаментального различия.

11.30-12.00 Кагарлицкий Борис Юльевич (кандидат политических наук, директор Института глобализации и социальных движений). Закончилась ли русская революция?

12.00-12.15 Кофе-брейк

12.15-13.45 Сессия 1. СССР: политическая стабильность vs. культурная динамика

Модератор: Бражникова Яна Геннадиевна (кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Философского факультета РГГУ).

12.15-12.35 Крупкин Павел Ливерьевич (кандидат физико-математических наук, директор Центра изучения современности, Москва / Париж, Франция). СССР и Современность.

12.35-12.55 Дмитриев Тимофей Александрович (кандидат философских наук, доцент Школы культурологии НИУ ВШЭ, главный редактор издательства «Праксис»). Революция в революции: свет и тени советской культурной политики (1929 — 1932 — 1941).

12.55-13.15 Быховская Ирина Марковна(доктор философских наук,профессор кафедры культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма). Аксиология телесности и телесные практики: векторы трансформаций в контексте советской истории.

13.15–13.35 Панарина Анастасия Викторовна (студентка 2-го курса магистратуры ФФ РГГУ). Мортальный дискурс в советской культуре 1917 – 1991 гг.

13.35-13.45. Общая дискуссия

13.45-14.30 Обед

14.30-15.30 Сессия 2. После СССР: рефлексия и репрезентация

Модератор: Росляков Александр Борисович (кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и теории социологии Социологического факультета РГГУ).

14.30-14.50 Воропай Людмила Валериевна (доктор философии, доцент кафедры искусствоведения и теории медиа Университета искусств и дизайна в Карлсруэ, преподаватель Берлинского Университета Искусств и Университета Баухаус в Веймаре). Октябрьская революция в современном искусстве.

14.50-15.10 Бражникова Яна Геннадиевна (кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Философского факультета РГГУ). Сцены Революции как символическое изобретение жизни-вместе.

15.10-15.30 Помогаев Николай Григорьевич (студент Философского факультета РГГУ). Замечания к концепции «перформативного сдвига» Алексея Юрчака.

15.30-15.45 Кофе-брейк

15.45-16.45 Сессия 3. Этнизация социалистического: национальное конструирование в СССР

Модератор: Кильдюшов Олег Васильевич (научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ).

15.45-16.05 Крупкин Павел Ливерьевич (кандидат физико-математических наук, директор Центра изучения современности, Москва / Париж, Франция). Статус наций в СССР.

16.05-16.25 Евгений Блинов (доктор философии, ассоциированный исследователь лаборатории ERRAPHIS, Университет Тулуза-II (Франция) / приглашенный исследователь, Экономический Университет Такасаки (Япония). Пролетарский централизм, возрождение национальностей и «неравенство ради равенства»: к генеалогии позитивной дискриминации.

16.25-16.45 Сергеев Сергей Михайлович (кандидат исторических наук, научный редактор журнала «Вопросы национализма»). Советский проект и русское нациестроительство.

16.45-17.00 Кофе-брейк

17.00-18.00 Сессия 4. Studiasovetica: проблемные поля и кейсы

Модератор: Бражникова Яна Геннадиевна (кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Философского факультета РГГУ).

17.00-17.20 Квачев Вадим Григорьевич (кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ имени Г.В. Плеханова). Советский проект преобразования труда.

17.20-17.40 Логинов Александр Вячеславович (кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Философского факультета РГГУ). Революция в образовании: опыт советской школы (1917-1930 е).

17.40-18.00 Гордеева Ирина Александровна (кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России средневековья и Нового времени Факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ). Советская власть, революция и Ленин в восприятии советского религиозного сектантства: Случай «Нового Израиля».

18.00-18.15 Кофе-брейк

18.15-19.15 Сессия 5. Политическая теология советского

Модератор: Росляков Александр Борисович (кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и теории социологии Социологического факультета РГГУ).

19.15-19.35 Бражников Илья Леонидовичоктор филологических наук, доцент МПГУ). Историософский текст революции 17-го года.

19.35-19.55 Дорохина Дарья Михайловна (магистр философии, аспирант Философского факультета РГГУ). Реконструкция политического события: как мыслить после революции (С.Л. Франк, Х. Фрайер).

19.55-20.15 Сухно Алексей Андреевич (кандидат философских наук, доцент кафедры философии МАИ). «Революционный фантазм»: от трансгрессии к рефлексии.

20.15-20.30 Подведение итогов конференции