Методический семинар ЦФС
Социальные механизмы производства смысла на телесном языке перформанса
26 марта 2025 года в Центре фундаментальной социологии НИУ ВШЭ состоится заседание методического семинара.
На заседании выступит Лопаткова Алиса Романовна, студентка 2-го курса магистерской программы "Комплексный социальный анализ".
Место проведения: Ст. Басманная ул., д. 21/4, стр. 1. ауд. А-207
Начало: 17.00
Для заказа пропуска в здание Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ следует связаться с Мариной Геннадиевной Пугачевой (puma7@yandex.ru).
Аннотация доклада:
Во второй половине XX века в искусстве произошло становление новой художественной формы — перформанса, в котором художник использует своё тело как материал для создания художественного произведения. Перформанс-арт зародился в таких авангардных течениях как футуризм, дадаизм и сюрреализм, а позже активно развивался благодаря экспериментам в Black Mountain College (Джон Кейдж, Мерс Кеннингем), творческому объединению “Флюксус” (Джордж Брехт, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк), а также таким художникам как Марина Абрамович, Аллан Капроу и другими. Телесный язык перформанса является способом передачи смыслов, которые автор закладывает в своё произведение искусства. При этом производство телесного языка подразумевает необходимость рефлексии перформансиста в отношении реакции зрителей на его перформанс, потому зритель не является пассивным интерпретатором произведения, а выступает активным соавтором смысла. Напряжение между авторским замыслом, облеченным в телесную форму и выраженным через телесный язык, и реакциями зрителей, укорененных в биографическом опыте и позиции в социальных структурах, ставит социологическую проблематику о механизмах производства смысла в социальном взаимодействии. Хотя социальные исследователи проводят большую концептуальную и эмпирическую работу в отношении роли телесности и эмоциональности как драйверов производства смысла в социальном взаимодействии, остаётся неясным – как художники наделяют телесный язык перформанса узнаваемым смыслом? Каким образом предъявляемая художником телесная форма обретает значение и становится проводником эмоций и аффектов, конституирующих зрительский опыт? Комбинируя культурсоциологическую перспективу («социальный перформанс» Джефри Александера) с социологий тела и эмоций, в первой части доклада мы представим концептуальную модель производства значения телесного языка в искусстве перформанса с акцентом на комплексе телесно-эмоциональных практик перформансистов и стратегиях управления зрительским опытом и ожиданиями, необходимых для передачи авторского высказывания через тело. Вторая часть доклада будет посвящена эмпирической части исследования, в которой мы обсудим пилотирование визуального анализа телесного языка перформанса и инструментарий для проведения интервью с перформансистами