• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Между политической теологией и политической философией: от логики понятий к новым подходам»: дополнительный набор студентов и аспирантов для участия в проекте!

Мероприятие завершено

ЦФС объявляет дополнительный набор студентов и аспирантов НИУ ВШЭ для участия в проекте 2020 года «Между политической теологией и политической философией: от логики понятий к новым подходам». Срок подачи заявлений — 16 марта 2020 года.

Исследование посвящено перспективам развития социологической теории в XXI в. в связи с переосмыслением понятийного аппарата политической философии в свете политической теологии. Обращение социологов-теоретиков не только к истории, но к предыстории своей дисциплины, к классике политической философии стало в последние десятилетия общим местом как в мировой, так и в отечественной науке. Однако актуализация, постепенное превращение политической теологии из маргинальной области приложения усилий отдельных энтузиастов в академические приемлемую и входящую в университетские учебные планы дисциплину сделало многие результаты не только исторических, но и теоретических изысканий социологов более уязвимыми для критики. Не стоило большого труда показать связь современной социологии с классической и связь классической социологии с политической философией Нового времени, а отсюда шагнуть и дальше вглубь веков, к античности или, реже, Возрождению. Однако в последние стало ясно, что при этом из поля зрения выпадает не только большой пласт истории идей, относящийся по большей части к Средним векам, но и тот тип знания, который в последнее время все чаще называют политической теологией. Классики социологии еще сохраняли чувствительность к этой проблематике, и недаром у О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера мы находим рассуждения и понятия, которые так или иначе тематизируются в политической теологии К. Шмитта или Дж. Милбэнка. Однако в целом развитие социологии происходило в русле «позитивизации» научного знания, через отрыв от корней, от собственной истории. Парадоксальным образом «ренессанс социологической классики» не способствовал улучшению положения дел. Хорошо известные и много раз описанные тупики в развитии социологии как большого проекта социальной науки являются одним из следствий этого общего кризиса. Социология немыслима без той или иной идеи модерна и движения от премодерна к модерну (и, возможно, далее к позднему модерну и постмодерну). Но если под вопрос, как это все чаще происходит, ставится самая идея модерна, сменяющего, говоря словами Конта, теологическую и метафизическую эпохи, социальное знание оказывается перед лицом новых вызовов. Давая частные, эффективные ответы на отдельные конкретные вопросы современности, оно, так сказать, повисает в воздухе, не находя опоры в убедительной философии истории. Для заполнения пустот, требуется, прежде всего, новый взгляд на историю социальной мысли, связывающий известное (проблематизацию социального порядка Гоббсом, имманентные конструкции социальности у анархистов, юридический и религиозный характер основных объяснительных схем у классиков социологии) с менее известным, а именно: политической теологией отцов церкви, критикой концепции секуляризации, современную философию религии с новейшим развитием социологии культуры и теорий социального порядка.

Просьба присылать мотивационные письма в свободной форме и CV Марине Геннадиевне Пугачевой (puma7@yandex.ru).