• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Старт кампании дополнительного набора студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ

Мероприятие завершено

Информируем о старте кампании дополнительного набора студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ для выполнения фундаментальных проектов Тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2019 год.

ЦФС приглашает студентов (бакалавриата или магистратуры) и аспирантов НИУ ВШЭ для участия в исследовательском проекте ЦФС 2019 году на тему «Между политической теологией и экспрессивным символизмом: дискурсивные формации позднего модерна как вызов социальному порядку». Для участия в отборе до 10 марта 2019 года необходимо подать заявку, состояющую из CV, описания собственных исследовательских интересов (500 слов максимум) по адресу puma7@yandex.ru и filippovaf@gmail.com.

Аннотация проекта

Понятийный аппарат и объяснительные схемы социологии связаны с проблематикой модерна: перехода от традиционных обществ к современным, внутренней динамики модерна, модерна и постмодерна и т.п. С модерном связан и особый статус социолога как привилегированного наблюдателя-просветителя. Последним большим социологическим проектом такого рода была концепция глобализации, которая отступала перед необходимостью признать неустранимое разнообразие культур и образов жизни. До последнего времени считалась несомненной лишь секуляризация – отступление религии изо всех сфер социальной жизни. Сродство секуляризации и социологии скрывалось тем, что последняя брала начало в политической философии Нового времени. В наше время, когда за «секулярным веком» (выражение Ч. Тейлора) приходит эпоха так называемого постсекуляризма, это затрагивает социологию. Социология сроднена не только с модерном. Ее политико-философская составляющая укоренена в работах крупнейших теологов. Она сама при своем возникновении пыталась выступить в качестве альтернативной теологии. Все это становится вновь актуальным в наши дни. Постсекуляризм, кризис глобализации, антисциентистские настроения, возвращение этатизма, национализма и популизма, интуиция войны, точнее, перманентно возникающих и временно затухающих войн, являются не разрозненными тенденциями. Они связаны между собой и нуждаются в адекватном аппарате социальной науки. Главное, с чем ей предстоит иметь дело, – это распространение новых форм мотивации, новая динамика социального, которая с привычной точки зрения является не более чем кратковременной реакцией на модерн, но может оказаться куда более фундаментальным феноменом. После исчезновения советской идеологии как эрзаца религии новый запрос на спасение и востребованность трансцендентного сталкиваются с собственной динамикой культурной жизни, в которой формируется экспрессивный символизм – общепринятый язык выражения эмоций, оценок и т.п. Как показывает опыт XX века, подверженными влиянию новых или возрождающихся старых религий спасения оказываются не только «люди с улицы», но и интеллектуалы, для которых поклонение новым кумирам и символам веры становится истинным смыслом как жизни, так и творчества. При этом интеллектуалы составляют группу, «подверженную наибольшему разочарованию в современности» (Питер Бергер). Современное искусство представляет собой не только форму социального эскапизма, движимого «нарциссической потребностью индивида в “различении” (Бурдье), но и сотериологической практикой, ответом на часто даже не осознаваемый запрос на «новую трансцендентность». Политико-эмоциональная сфера оказывается разорванной между несколькими антагонистически настроенными друг к другу лагерями. Следствием этого являются не только культурные, но и политические конфликты.