• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Живопись как агентность: организация восприятия в музеях и галереях

Автор проекта: Наиль Фархатдинов

Доминирующая традиция исследования социологии искусства – ее вслед за многими авторами мы называем «парадигмой производства и потребления» – рассматривает искусство с точки зрения индустрии. Искусство в таком случае интересует социологию как структуры производства особой природы, коль скоро результатом, т.е. продуктом, являются произведения искусства. Художники рассматриваются как особая профессиональная группа, а зрители – как участники потребления, которое по сути своей изоморфно потреблению в других сферах (см. классическое исследование П. Бурдье). В такой перспективе невозможно разработать социологический подход, который был бы не безразличен к самому искусству. Действительно, социологию искусства можно упрекать за неиспользование ресурса разнообразия видов искусства и концептуализаций чувственного опыта, присутствующих в эстетической теории и философии.

Для живописи основной теоретической гипотезой является то, что социология живописи возможна, если концептуализации, которые лягут в основании, будут учитывать чувственную проблематику взгляда.

Продуктивным теоретическим ресурсом, который, с одной стороны, позволит перевести дискуссию с «метатеоретического» и философского уровня к теоретико-методологическому, является подход т.н. британской культурсоциологии в лице Р. Уиткина и Т. Деноры. В частности, они предлагают рассматривать искусство как организующий социальную жизнь механизм («агентность»). Эстетическая агентность упорядочивает и определяет восприятие. В случае живописи, которая прежде всего является оптическим и пространственным видом искусства, речь идет об особом воздействии на зрение и «глаз» (политика взгляда), которое научает видеть определенным образом.

Итак, среди задач проекта можно выделить:

1) Реконструкцию парадигмы производства и потребления, ее критический анализ;

2) Преодоление ограничений парадигмы через пересмотр допущений, лежащих в ее основании;

3) Актуализация «взгляда» и его чувственной природы (философско-антропологическая дискуссия), теоретико-методологическая разработка подхода;

4) Применение подхода при анализе организации восприятия живописи в музеях и галереях.

Каждой задаче соответствует определенный этап работы.


Публикации по проекту

Фархатдинов Н. Социология искусства без искусства. Индустриальная метафора в социологических исследованиях искусства // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 3. С. 55–69.

Фархатдинов Н. Правила без искусства. Социология визуальных искусств Пьера Бурдье // Синий Диван. 2008. № 12. С. 182–188.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.