• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мероприятия

«Стасис: внутренняя вражда как общественное состояние и дискурсивный процесс»: прием заявок на участие в конференции

8-9 апреля 2021 года Кафедра современных проблем философии ФФ РГГУ, Центр социальной теории и политической антропологии имени Н.Н. Козловой совместно с Центром фундаментальной социологии НИУ ВШЭ проводят междисциплинарную научную конференцию на тему «Стасис: внутренняя вражда как общественное состояние и дискурсивный процесс».

Философская мысль изначально, начиная с античности, пыталась найти прочные основания устойчивости социального порядка как рамочного условия индивидуальной благой жизни. При этом очень рано в поле зрения философов попал феномен не внешней, а внутренней вражды между гражданами одного и того же полиса (στάσις). Платон и особенно Аристотель обсуждают в своих трудах стасис как институциализированный конфликт между группами сограждан, способный вылиться в открытую гражданскую войну. При этом подобное состояние раскола внутри одной политии может порождать различные социальные эффекты, некоторые из которых носят контр-интуитивный характер: например, Аристотель говорит о невольном балансе интересов, который вынуждены поддерживать противоборствующие стороны (1167b).

В Новое время с его масштабными религиозными и гражданскими войнами внутренние конфликты становятся предметом постоянной философской рефлексии. В раннемодерной социальной мысли отчетливо проявляются две линии аргументации: 1) чем бы ни была обусловлена внутренняя вражда, она недопустима, так как угрожает стабильности всего социального порядка (Гоббс); 2) внутренние конфликты за ограниченные материальные и символические ресурсы неизбежны, и задача политического дизайна современного типа перевести эту перманентную борьбу за власть и собственность в мирную форму парламентского обсуждения и правового регулирования (Локк и особенно А. Фергюсон).

В условиях организованного модерна принципиальная разорванность современных «плюралистических» обществ на враждующие группы, партии и фракции осознается как неотвратимое следствие распада традиционных «целостных» форм социальной жизни. Макс Вебер на языке социологии формулирует конфликт-ориентированное понимание массовой плебисцитарной демократии, а Карл Шмитт указывает на принципиальную возможность даже в замиренных обществах такой интенсификации конфессиональных, моральных и иных противоречий до собственно политических, что ведет к открытому насилию. Эрнст Нольте говорил в этом контексте о «европейской гражданской войне».

Феномен современной гражданской войны, чреватой взаимным истреблением политических конкурентов, внезапно превратившихся в экзистенциальных врагов, представляет огромный эвристический интерес для социальной теории, поскольку позволяет проблематизировать принципиальную хрупкость самой социальной онтологии модерного типа. Во второй половине 20 века теория конфликта (Р. Дарендорф), «микрофизическая» оптика анализа власти (М. Фуко) и историческая социология (Т. Скочпол, Ч. Тилли) по-своему пытались концептуализировать конститутивную роль внутренних конфликтов для становления социального порядка. Появившиеся тогда же делиберативные (Дж. Ролз) и коммуникативные (Ю. Хабермас) утопии могут рассматриваться как философский ответ на этот структурный вызов. В веке 21-м Дж. Агамбен в рамках своего интеллектуального проекта «Homo Sacer» также рассматривает гражданскую войну как политическую парадигму модерна.

Обсуждению этих и связанных с ними вопросов и будет посвящена конференция. В ее рамках предполагается тематизация нескольких проблемных комплексов:

  • вражда, распря, конфликт как топос в истории социальной мысли;
  • непреднамеренные социальные эффекты внутренних конфликтов;
  • гражданские войны в эпоху модерна: типология, специфика, феноменология;
  • современные политические и коммуникативные утопии как концептуальная терапия стасиса;
  • теория демократии и теория конфликта: нормальность внутреннего противостояния и его допустимые пределы;
  • политические теологии войны и мира;
  • русский интеллектуальный опыт тематизации гражданской войны.

Приглашаем всех заинтересованных коллег принять участие в планируемой дискуссии!

Мероприятие пройдет в смешанном формате (онлайн, оффлайн).

Заявки на участие (тема доклада и тезисы на 1-2 стр.) просим присылать координаторам конференции не позднее 15 марта 2021 года.

Организационный комитет: председатель – С. А. Коначева, д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой современных проблем философии ФФ РГГУ; сопредседатель – А. В. Логинов, к.ф.н., доцент Философского факультета РГГУ, Т. А. Дмитриев, к.ф.н., доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Н. И. Кузнецова, д.ф.н., профессор ФФ РГГУ; А. Ф. Филиппов, д.с.н., профессор Школы философии, заведующий Центром фундаментальной социологии НИУ ВШЭ; А.В. Шишков, заведующий редакцией религиоведения Научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия».

Координаторы конференции:

А. В. Логинов, к.ф.н., доцент Философского факультета РГГУ (loginovav@mail.ru)

О. В. Кильдюшов, научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ (okildyushov@hse.ru)

М. С. Фетисов, к.ф.н., координатор Центра социальной теории и политической антропологии имени Н.Н. Козловой при Философском факультете РГГУ (msfetisov@gmail.com)

Добавить в календарь